Источник: Народные праздники Хакасии. Учебное пособие. - Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 1999. - 76 с.

РОДОВЫЕ ПРАЗДНИКИ ХАКАСИИ

В течение ХѴШ-ХІХ вв. у хакасов, помимо административно-родового деления, бытовала традиционная форма социально-этнического разделения по сеокам. Образование многих из них произошло задолго до вхождения в состав России. Сеоки (сеок - букв, кость) вели свою генеалогию по мужской линии и обычно отождествлялись с кровнородственным родом. Население Хакасии разделялось более, чем на 150 сеоков. Изучение родоплеменного состава хакасов имеет важное значение для выяснения вопросов их этногенеза и этнической истории.

Эти кровно-родственные единицы являются главными элементами этнического сообщества. Родовые группы регулируют отношения как отдельных индивидов к этносу в целом, так и семейных коллективов между собой.

Род, согласно утверждению советско-партийной системы — являлся пережитком патриархально-родового строя, тянущим хакасское общество в далекое прошлое.

Однако всплеск родовых праздников по-новому осветил значение рода в современном обществе народов Саяно-Алтая. Живучесть родового сознания у хакасов объясняется этническими особенностями. Именно род (сеок) и фамильные группы сохраняют этнос, не дают ему исчезнуть в индустриальном обществе.

Хакасские родовые праздники способствуют восстановлению национальной традиции; познанию истории своих предков; выяснению генеалогического древа, родовых священных мест. Благодаря родовым праздникам, человек начинает осознавать заложенную в подсознании принадлежность к этносу в целом и к определенному роду в частности.

Чем больше человек узнает о корнях своего рода, тем тверже и увереннее он будет стоять на земле.

Участие в родовых праздниках дает человеку ощущение защищенности от бытовых, материальных и моральных проблем и поддержку, потому что в каждом роду есть старейшины, которые дают мудрые советы.

Движение родовых праздников в Хакасии началось в конце 80-х -начале 90-х годов. По сути, это было даже не родовое движение, а фамильное. Первыми в этом движении были Абдины и Абумовы, затем этому примеру последовали Угдыжековы, Котожековы, Майнагашевы, Чапты-ковы, Челтыгмашевы, Боргояковы, Канзычаковы и другие.

Примерно за полгода до проведения праздника собирается оргкомитет. Обсуждаются вопросы о месте проведения праздника и дате. Для проведения родового праздника используется культовое традиционное место. Назначается праздник обычно в летнее время на полнолуние. Ответственные заранее приводят в порядок место праздника; приобретают необходимые атрибуты для родового жертвоприношения (тайыг). Оргкомитет назначает ответственных за составление генеалогического древа рода в историческом аспекте; информацию об исторических родовых связях с другими родами, исторических предках-личностях, прославивших род, о взаимопомощи между членами рода в хозяйственных делах.

Дата, время и место проведения родового праздника сообщается через родственников и прессу.

В назначенный день участники праздника прибывают на место. Надо отметить, что съезжаются не только родовичи, но и люди, связанные с ними родственными узами.

Праздник начинается со всеобщего собрания. Выбирается председатель собрания и составляется регламент. Затем выступают аксакалы с информацией об исторических корнях рода, генеалогическом древе и т.д. Надо отметить, что молодое поколение всю информацию записывают в летописях. На собрании каждый член рода представляется, информирует о месте своего проживания, роде занятий, семейном положении.

Родовое собрание учреждает родовой фонд, целью которого является оказание материальной помощи в учебе одаренным детям, остро нуждавшимся, многодетным семьям и т.д.

В конце родового собрания проводятся выборы в Совет рода. О функциях и полномочиях Совета рода решает родовое собрание. Следует отметить, что основной функцией Совета рода является организация и проведение последующих родовых праздников. (Родовое собрание белых бельтыров решило проводить родовой праздник раз в 2 года).

Затем приступают к проведению родового обряда жертвоприношения (тайыг). Закалывается жертвенный баран древним способом. Затем начинается моление. При этом мужчины совершают три круга по движению солнца вокруг священных берез. Шествие возглавляет "алгысчыл" и произносит молитву.

Между тем женщины занимаются приготовлением барана. Когда сварится мясо, один из мужчин сплетает из березовых веток поднос "тепси" для жертвенного мяса. От сваренного мяса отрезается по 3 кусочка сала, по 3 кусочка мяса от грудины, от первых ребер, сердца. Поднос с мясом, от которого исходит пар, поднимается вверх. Этот ритуал проводится для того, чтобы накормить духов-покровителей. Совершаются поклоны огню, при этом каждый просит благополучия.

Затем начинается спортивная часть праздника. Как на всех хакасских праздниках, устраиваются конные скачки (ат чарызы), определяется дистанция скачек (обычно длиною в 3 км), выбираются судьи. После первого заезда всадников, устраивается второй заезд, в котором участвуют только два всадника, опередившие других в первом заезде. Делаются денежные ставки. Кроме скачек, проходят соревнования "ход пазыс" - рукоборъе, "охчаадан атыс” - стрельба из лука, "урух тастааны" - метание аркана. Устраиваются конкурсы среди тахпахчи.

Родовой праздник заканчивается трапезой, гуляньем. У людей, приехавших впервые на праздник, появляется чувство радости за свой род, исчезает закомплексованность. За трапезой ведется разговор, сопровождаемый веселым смехом, продолжаются знакомства. По окончании гулянья территория родового праздника тщательно убирается.

Надо отметить, что родовые праздники способствуют познанию молодым поколением хакасских традиций и обычаев, осуществляется связь поколений.