Источник: Народные праздники Хакасии. Учебное пособие. - Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 1999. - 76. 

Ежегодно хакасы совершали домашнее жертвоприношение огню "от тайыг". Обычно его проводили весной на девятый день новолуния, когда распустятся листья, закукует кукушка и "проснутся" горы и реки. Это жертвоприношение могли возглавлять как шаманы, так и служители белой веры, называемые по-хакасски "пурхан", т. е. святой человек.

Для жертвоприношения необходимо было установить в юрте трехлетнюю березу (пай хазын), которую заносили через дымовое отверстие. Она устанавливалась в почетном переднем углу. Для её освещения ветви украшали белыми и красными ленточками - чалама. В жертву приносили белого барашка с черными ушами и щеками. Вспоров ему фудь, разрывали аорту, проходящую вдоль позвоночника. Кровь нельзя было проливать на землю. Варили переднюю правую сторону туши; легкие и сердце готовились на пару. Горячее мясо клали на поднос, который устанавливали на низком столике "сирее", помещенном под березой. В качестве ритуальной пищи использовали правую голень, правое нижнее ребро, правую часть курдюка, голову, легкие, сердце. Остальное мясо и шкура отдавались тому, кто руководил молением, в качестве нафады за его труд. Вокруг очага втыкали девять березовых вертелов. На них нанизывали по три кусочка сала, срезанного с правой стороны курдюка, привязывали по три белых и красных ленточки - чалама. Во время жертвоприношения все домашние обходили три раза вокруг очага по движению солнца, а руководящий, бросая по три вертела с салом в огонь, произносил молитвы богине Ог-ине.

В каждой хакасской юрте находился фетиш, посвященный богине огня, который по-хакасски назывался "чалбах-тёс” или "от инези-тёс" (букв, фетиш матери огня). Его изготовляли непорочные девушки под руководствам женщины-шаманки. Работая, девушки должны были веселиться и петь песни. В центре квадратного куска белого холста рисовали охрой три человеческие фигуры. Одна из них изображала богиню огня От*ине, вторая - её сестру, богиню Умай, а третья, вероятно, дочь богини огня. Над их головами пришивали "шапки" из кусочков соболиной шкурки, а низ полотнища обшивали парчовыми лоскутками. По бокам с обеих сторон изображали по березе, причем, с правой стороны - вниз кроной: опираясь на неё, приехала в Хакасию (Хоорай) богиня огня. В углу холста прикрепляли маленькое изображение бубна, к которому привязывали маленькую деревянную колотушку (орба). "Чалбах-тёс" за верхние тесемки привязывался к стропилам крыши и находился на мужской половине юрты. Во время жертвоприношения огню его вешали на ритуальную березу. Руководящий молением окроплял "чалбах-тёс" белым молоком, надоенным непорочной девой от белой коровы, окуривал его богородской травой и обращался к нему с молитвой:

Сама-Сама!

Ты появилась из именитой Качи (река в районе Красноярска),

Оседлав трехлетнюю рыжую кобылицу,

Опираясь на крону трехлетней березы.

Ты достигла реки Абакан!

Ты стала матерью огня!

Ты имеешь отдых под трехлетней березой,

Ты изображена красной охрой,

Ты имеешь шубу, окаймленную черной парчой,

Ты имеешь шубу, окантованную лапками черного соболя,

Ты имеешь шапку из черного бобра,

Ты носишь одежду из черного сукна,

Ты тридцатизубая мать-огонь,

Ты сороказубая дева-мать!

Сама-Сама!"

Рядом с "чалбах-тёсем" находился фетиш хызыл чалама (красная священная лента) или хызыл тёс (красный фетиш), символизировавший жезл (сабыт) богини огня От-ине. Его делали из длинной березовой развилки, обернутой шкурой косули, и подпоясывали красным кушаком. "Хызыл чалама" служил оберегом трехлетней кроваво-рыжей кобылицы, на которой ездила богиня огня. Во время жертвоприношения огню её, украсив белыми и красными лентами, привязывали к правому косяку дверей юрты. Трехлетняя кроваво-рыжая кобылица (хызырах позырах) в свою очередь служила оберегом богини огня и называлась "от-ызыгы" (священное животное огня). Её сначала окуривали богородской травой, затем совершали обмывание водой, настоенной на богородской траве. После этого кобылицу три раза обмахивали фетишем "хызыл чалама". В завершение на её круп трижды помещали "чалбах-тёс" и совершали троекратные поклоны. После окончания моления кроваво-рыжую кобылицу отпускали в поле, а "хызыл чапама" возвращали на его постоянное место в юрте. Ритуальную березку относили в лес, где её привязывали вместе с ленточками "чаламЬ” к растущему дереву. Если дома люди не болели, то эту березку могли использовать и три года, и семь лет.

Итак, в мировоззрении хакасов, дух Хозяйка огня, в отличие от многих духов-хозяев гор, рек и других природных явлений, относится к разряду верховных божеств и находится в одном ряду с древнетюркской богиней Умай. При возникновении в эпоху позднего средневековья белой веры "ах-чнян", культ огня был полностью ею принят, хотя приоритет в молениях остался за шаманами. Культ огня является яркой чертой культуры хакасов, что дает нам право назвать их огнепоклонниками Саяно-Алтая.