Согласно хакасского мировоззрения вся вселенная по вертикали разделена на три мира. Верхний — «чаян чирі (» находился на небеса' и был обителью девяти творцов. Главой их является Чалбырос-чаяны или Ах Чаян. Он основной конструктор и созидатель. В состав пантеона верховных творцов входят: Кӱгӱрт чаячы» — громовержец, поражающий нечистую силу своими молниями; «Чалтырах чаячы» — создатель света, озаряющего землю. «Чарлых чаячы» — веритель судьбы людей, «Пулай хан» — всеобщий надзиратель за нравственностью и чистотой веры и т.д. Творцы олицетворяли доброе начало. Под влиянием ламаизма, а затем и христианство, представления о девяти творцах в XVIII—XIX вв. было вытеснено идеей об едином боге «Ах Чаян». Каждый год на полнолуние в июне июле месяцах совершали в честь Ах Чаяна общественные моления.

В нижнем мире — «айна чиpі» правят семь подземных божеств — зрликов, главой которых выступает Эрлик-хан или Чинес-хан. Они олицетворяли злое начало и являлись создателями ползучих гадов, насекомых, непроходимых болот и ущелий, болезней и шаманов. К группе нижних божеств относятся Узӱт хан — глава царста умерших человеческих душ; Тамы-хан — царь последнего девятого слоя подземного мира, где грешных людей отправляют на адские муки и т. д. Жертвенных праздников для подземных божеств не совершали.

В среднем мире — «кӱнніг чир» обитают люди. Их окружают различные духи — хозяева местностей и природных явлений. Глава всех горных хозяев называется «Хубай хан» или «Талай хан», глава речных духов — «Сугдай хан», хозяин ветра —. Чилдей хан, хозяйка огня — От инез Хоорай пиче» и т. д. В молитвах и гимнах к ним обращались не иначе как агалар» — предки, поддерживая культ предков в семье, вырабатывая почтительное отношение к природе. В центре среднего мира находится хакасский Олимп — гора Сӱбӱр Taғ (т. е. Сумеру) — место очищения людей от скверны и грехов. На арене среднего мира происходит борьба за сферу влияния между божествами доброго и злого начала. Поэтому люди подвержены как хорошим так и плохим поступкам.

Итак, среди пантеона хакасских божеств можно увидеть имена известные в учении Заратустры, титулы прославленных монгольских императоров, а также персонажи, заимствованные из буддизма и христианства.

 

Божественный пантеон в религии хакасов / В.Я.Бутанаев // Материалы по археологии и этнографии Сибири и Дальнего Востока : тез. докл. 33 регион. археол. студенческой конф., 5-7 апр. 1993 г / Абаканский государственный педагогический институт им. Н.Ф. Катанова. – Абакан, 1993. – С. 54-56. 

Реклама*