В Аскизском районе Хакасии имеется высокогорное озеро Пулан- кёль (по русски «Буланкуль») — т. е. Лосиное озеро. Озеро счита­лось священным и в древние времена женщинам запрещалось там ку­паться. Если какая-нибудь женщина окуналась в его воды, то раздавался мощный рев духа-хозяина озера, от которого гремел гром, шел дождь и град. Согласно поверьям, духом-хозяином этого озера является лосиный бык - «Пулан пуга». Каждый день на красный вечер он трубил и вселял всем ужас. Ежегодно осенью, во время заморозков там был слышен гром. Это ревел дух-хозяин озера, которому становилось душно. Чтобы его не сердить, хакасы, соблюдая очередь, приносили ему жертвы. Они зимой ежедневно делали семь прорубей, куда бросали подношения в виде ло­шадиных и коровьих мослов, приговаривая: «Кушайте, почтенный озер­ный бык Пулан пуга»!

Однажды девушка-сирота по имени Кун Арыг, имевшая единствен­ную корову, отправилась копать корни сараны и кандыка на берега озера Пулан-кёль. Девушка заметила, что рядом с ее коровой появился лоси­ный бык, от которого та стала стельной. Корова погибла во время отела. Девушка спасла сивого теленка и выкормила его своей грудью.

Спустя некоторое время из-за Саян нагрянули вражеские войска и на­род долины Енисея угнали в рабство за Алтай. Угнали в неволю и Кун Арыг, и ее единственного теленка. Рожденный от духа-хозяина озера, сивый теленок получил необычайные задатки. В нем была заложена жиз­ненная сила скота, называемая «мал худы». Когда он вырос и превратил­ся в сивого быка «кёк-пуга» с саблевидными рогами, то стал главой- хозяином пасущегося скота. Как только сивый бык начинал реветь, то от рокота его голоса все коровы становились стельными. На Алтае появи­лось бесчисленное количество скота.

Один раз весной, когда глава скота «мал худы» уснул, на его рог сел степной соловей - «ыро-сарыг». Он запел о прекрасной родине Хонгорай. Сердце сивого быка «кёк-пуга» облилось горячей кровью из-за тоски по родным просторам. Три дня он ревел, тосковал и страдал, а затем, поса­див на себя Кун Арыг, помчался в родные земли. Тоскливый рев запал в душу жителям таежного Алтая, которые с трепетом слушали его голос, похожий на пение. Алтайские охотники сделали из кедра хомыс, а из хвоста коня струны. Играя на хомысе, они стали исполнять тоскливые мелодии, которые пел кёк-пуга о стране Хонгорай.

Когда сивый бык кёк-пуга, в котором была сосредоточена жизненная сила скота, спустился в степи Абакана, то здесь его поджидала опасность в виде самца медведя - «алдыр-аба». Иногда в Хакасии встречались ред­кие экземпляры медведей, шкура которых была сцементирована смолой и песком. Естественная броня возникала в результате трения о смолистые деревья и катания по песку. Такие медведи назывались «алдыр аба». Их не пробивали свинцовые пули охотников.

В ходе битвы медведь «алдыр-аба» разорвал брюхо сивому быку, но «кёк-пуга» сумел пронзить его своими острыми рогами. Из крови, которая полилась из брюха сивого быка «кёк-пуга», образовалась речка, получив­шая название «Кок суг» (по-русски «Кокса»), т. е. синяя речка, впадающая в Енисей. Сивый бык, истекая кровью и ревя, дошел до горы Куня. От его рева все коровы в округе стали стельными. Увидев такое чудо, восточные хакасы (т. е. качинцы) поймали «кёк-пуга» ременным арканом, дабы жиз­ненная сила скота находилась на их земле. Израненный сивый бык не мог больше сопротивляться, силы его иссякли и он застыл, превратившись в камень. Каменное изваяние «кёк-пуга» долгие годы покоилось под горой Куня. Ныне осталась видна только его спина, ибо «счастье скота» покидает нашу землю. От окаменевшего «кёк-пуга» продолжала исходить жизнен­ная сила скота и поэтому в качинских степях не переводились табуны и отары. Хакасы для получения счастья и умножения поголовья скота через каждые три года совершали ему жертвоприношения.

Древние оросительные каналы, прорытые в долине Среднего Енисея, считаются тропами сивого быка «кёк-пуга», рожденного от духа-хозяина озера Пулан-кёль. Они у хакасов называются «пуга чолы» - т. е. дорога быка.