ОЗЕРО ПУЛАН-КЁЛЬ
- Информация о материале
- Топонимические легенды
- Просмотров: 2227
В Аскизском районе Хакасии имеется высокогорное озеро Пулан- кёль (по русски «Буланкуль») — т. е. Лосиное озеро. Озеро считалось священным и в древние времена женщинам запрещалось там купаться. Если какая-нибудь женщина окуналась в его воды, то раздавался мощный рев духа-хозяина озера, от которого гремел гром, шел дождь и град. Согласно поверьям, духом-хозяином этого озера является лосиный бык - «Пулан пуга». Каждый день на красный вечер он трубил и вселял всем ужас. Ежегодно осенью, во время заморозков там был слышен гром. Это ревел дух-хозяин озера, которому становилось душно. Чтобы его не сердить, хакасы, соблюдая очередь, приносили ему жертвы. Они зимой ежедневно делали семь прорубей, куда бросали подношения в виде лошадиных и коровьих мослов, приговаривая: «Кушайте, почтенный озерный бык Пулан пуга»!
Однажды девушка-сирота по имени Кун Арыг, имевшая единственную корову, отправилась копать корни сараны и кандыка на берега озера Пулан-кёль. Девушка заметила, что рядом с ее коровой появился лосиный бык, от которого та стала стельной. Корова погибла во время отела. Девушка спасла сивого теленка и выкормила его своей грудью.
Спустя некоторое время из-за Саян нагрянули вражеские войска и народ долины Енисея угнали в рабство за Алтай. Угнали в неволю и Кун Арыг, и ее единственного теленка. Рожденный от духа-хозяина озера, сивый теленок получил необычайные задатки. В нем была заложена жизненная сила скота, называемая «мал худы». Когда он вырос и превратился в сивого быка «кёк-пуга» с саблевидными рогами, то стал главой- хозяином пасущегося скота. Как только сивый бык начинал реветь, то от рокота его голоса все коровы становились стельными. На Алтае появилось бесчисленное количество скота.
Один раз весной, когда глава скота «мал худы» уснул, на его рог сел степной соловей - «ыро-сарыг». Он запел о прекрасной родине Хонгорай. Сердце сивого быка «кёк-пуга» облилось горячей кровью из-за тоски по родным просторам. Три дня он ревел, тосковал и страдал, а затем, посадив на себя Кун Арыг, помчался в родные земли. Тоскливый рев запал в душу жителям таежного Алтая, которые с трепетом слушали его голос, похожий на пение. Алтайские охотники сделали из кедра хомыс, а из хвоста коня струны. Играя на хомысе, они стали исполнять тоскливые мелодии, которые пел кёк-пуга о стране Хонгорай.
Когда сивый бык кёк-пуга, в котором была сосредоточена жизненная сила скота, спустился в степи Абакана, то здесь его поджидала опасность в виде самца медведя - «алдыр-аба». Иногда в Хакасии встречались редкие экземпляры медведей, шкура которых была сцементирована смолой и песком. Естественная броня возникала в результате трения о смолистые деревья и катания по песку. Такие медведи назывались «алдыр аба». Их не пробивали свинцовые пули охотников.
В ходе битвы медведь «алдыр-аба» разорвал брюхо сивому быку, но «кёк-пуга» сумел пронзить его своими острыми рогами. Из крови, которая полилась из брюха сивого быка «кёк-пуга», образовалась речка, получившая название «Кок суг» (по-русски «Кокса»), т. е. синяя речка, впадающая в Енисей. Сивый бык, истекая кровью и ревя, дошел до горы Куня. От его рева все коровы в округе стали стельными. Увидев такое чудо, восточные хакасы (т. е. качинцы) поймали «кёк-пуга» ременным арканом, дабы жизненная сила скота находилась на их земле. Израненный сивый бык не мог больше сопротивляться, силы его иссякли и он застыл, превратившись в камень. Каменное изваяние «кёк-пуга» долгие годы покоилось под горой Куня. Ныне осталась видна только его спина, ибо «счастье скота» покидает нашу землю. От окаменевшего «кёк-пуга» продолжала исходить жизненная сила скота и поэтому в качинских степях не переводились табуны и отары. Хакасы для получения счастья и умножения поголовья скота через каждые три года совершали ему жертвоприношения.
Древние оросительные каналы, прорытые в долине Среднего Енисея, считаются тропами сивого быка «кёк-пуга», рожденного от духа-хозяина озера Пулан-кёль. Они у хакасов называются «пуга чолы» - т. е. дорога быка.