Давным-давно в горном массиве Сахсары жили семь богатырских дев. Они были из рода кыргыз. Однажды началась монгольская война. Весь народ был захвачен и угнан в Монголию. Семь девушек убежали, спрятавшись в пещере одной горы в верховьях Аскиза. Мон­гольский хан, преследуя убегавших, назвал эти места «Читы-хыс» — т. е. Семь дев.

Семь девушек затем убежали в верховья Белого Июса. Они стали жить около горы Пуйал. Место их обитания получило название «Хыс турии» - т. е. Девичья обитель. Но и здесь монголы не дали спокойной жизни. Пришло войско, и девушкам пришлось бежать дальше. В конце концов они достигли речки Итчул. В верховьях этой реки, рядом с совре­менным поселком Коммунар, имеется гора Читы-хыс, названная в их честь. Не сумев избавиться от монголов, они, обнявшись, вместе прыгну­ли в воды одной реки. Получив девичий подарок, эта река стала назы­ваться «Сый», т. е. Подарок, а по-русски — «Сыя».

Семь дев не погибли, они разошлись по семи разным местам доли­ны Енисея. Одна из них осталась в Июсской степи, другая ушла в до­лину реки Тесь, третья в долину Абакана и т.д., последняя ушла в Ту­ву. Расселившись по семи местам долины Енисея, семь дев преврати­лись в семь обелисков «кёзее». В каменных изваяниях семи дев сосре­доточена жизненная сила нашего хакасского народа. Хакасы их почи­тали, повязывали жертвенные флажки «чалама», окропляли эти камни табаком и вином.

Самая младшая из сестер вернулась на древнее своё поселение в Сах­сары. В долине реки Ниня, около аала Хыргыстар, она стала каменным изваянием Иней-тас. Ей делали жертвоприношения только представители рода кыргыз по фамилии Котняковы.