С древнейших времен за Енисеем, в долинах Кизира, Казыра и Амыла проживал многочисленный, отважный народ — койбалы. Они подчинялись кыргызскому властителю, ставка которого находилась в горах Оглахты. У последнего имелся богатырский конь белой масти - «маган ат», служивший небесным «ызыхом» - т. е. священным живот­ным, оберегающим ханские табуны.

В те времена на нашу землю с войной часто приходили монголы. По­этому кыргызский хан для оберегания своего народа от «воровской» вой­ны соорудил на нашей земле крепости (по-хакасски «свее»). Вокруг гор­ного массива Оглахты он также возвел стены из скал.

Однажды из Монголии нагрянула «кровавая война». Преодолев кре­постные стены Оглахтов, монголы захватили кыргызского хана в плен и завоевали здешний народ. Всех жителей левобережья Енисея вместе со скотом угнали в Торбетскую землю.

Среди угнанного скота оказался и белый конь «маган ат». Монголы стреножили его железными путами, дабы он не скрылся. Однако бога­тырский конь «маган ат», даже стреноженный, убежал в родные про­сторы.

Местом его обитания стала гора «Маганат-сын» в горном, массиве Ог­лахты. Без хозяина он никому не давался в руки. На водопой священный конь спускался к Енисею по «богатырской тропе» (по-хакасски «маган ат чолы»). Летом белый конь «маган ат» стоял на берегу Енисея, отдыхая на прохладном ветерке.

Однажды во время водопоя с той стороны Енисея его заметили койба­лы. «Какой жирный конь», - удивились они. Койбалы на плоту подкра­лись к богатырскому коню, поразили его стрелами из луков и устроили пир из его мяса на месте, которое стало называться деревней Потрошилово. Согласно хакасскому обычаю священного коня «ызыха» нельзя уби­вать. За свое кощунство койбалы жестоко поплатились. Дух-покровитель ызыхов наслал болезнь «харан аалчы» т. е. черную оспу, от которой кой­балы правобережья Енисея вымерли.

До сих пор место стоянки богатырского коня в Оглахтах называется горой «Маганат-сын». Вершина «Маганат-сын» является почитаемым местом у хакасского народа.