Когда-то в верховьях Аскиза у горы Аар-таг зародился сеок том. Его предками были богатыри-супруги, превратившиеся в камен­ные горы. Старик окаменел, став горой Аар-таг, а старуха превратилась в скалу «Иней-хая». В старину на красный вечер они оживали, встречались и вели разговоры о сохранении рода том.

У подножия горы находилось каменное изваяние «Иней-тас» и росли три березы. Рядом со скалой «Иней-хая» располагались фигуры скота - коровы, овцы, птицы, сделанные из синего камня. Наверху скалы храни­лись статуэтки лошадей. Все эти каменные фигуры животных сделали горные духи.

Хакасский народ, почитая предков, делал указанным горам возлияние аракой. А представители сеока том ежегодно совершали жертвоприно­шение. Люди не нарушали древних традиций. Во время жертвоприноше­ния народ трижды обходил изваяние «Иней-тас» и три березы. Забива­лись белые ягнята жертвенным способом: им не разрезали горло, а вспа­рывали грудь. Забивалось до двадцати ягнят. Поднимали к небу священ­ный пар, кропили хакасским сыром пызлахом. После жертвоприношения народ спускался к реке Аскиз и там проходило застолье. Оставшееся мя­со сжигали, домой забирать его не разрешалось.

Однажды на жертвоприношение пришел православный священник. Он отбил голову и груди у каменного изваяния «Иней тас». Затем взо­брался на скалу Иней-хая. Скала отвесная. Поп взобрался наверх, а спус­титься не может. Он испугался и стал просить прощения у духа этой го­ры: «Освободи меня, я дам золотых монет в качестве своего выкупа». Он бросил на вершине Иней-хая золотые монеты. Только тогда дух-хозяин горы отпустил попа. После этого тот больше не мешал хакасам прово­дить моление горе.

Когда в 1957 г. проводили железную дорогу на Новокузнецк, то почи­таемую гору Иней-хая русские строители взорвали. Поговаривали, что в горе находится золото. Но ничего не нашли.