Во времена Моол-хана (т. е. монгольского хана) кыргызский на­род, живший по Енисею, угнали за Алтайский хребет. Наш пре­док по дороге убежал и вернулся сюда, перевалив горы в верховьях Бе­лой Томи. С тех пор его сеок получил название том-кыргыз или белотом­ский кыргыз. Через Белую Томь сюда сумел перебраться только один кыргыз по имени Созый. От Созыя ведет начало наша фамилия Созыевых. Сыном Созыя был Абыйах. У Абыйаха родился Аптис. У Аптиса был сын Мукус. У Мукуса - сын Чигей. От Чигея родился Хохай. От Хохая происходит Гаврил. У Гаврила родился Иван. Сыном Ивана являюсь я, Пулат.

Выйдя из Томской тайги, Созый спустился в Уйбатские степи. В ме­стности Капчалы он объединился с оставшимися здесь кыргызами и вме­сте с ними стал жить в выкопанных землянках, называемых по-хакасски «чириб». До сих пор по реке Ниинская Бейка имеются места с названием «чириб», да и сама станция Капчалы носит хакасское название «Чириб». Вокруг Капчалов в ровной степи встречаются углубленные места, свиде­тельствующие о древних землянках. Мы такие углубления называем «хыргыс чурты», т. е. кыргызские жилища.

Среди абакано-татарского народа осталось много кыргызов. Некото­рые из них сохранились в Томской тайге, другие потом переселились сюда из-под Красноярска, с реки Кача, часть из них вернулись со сторо­ны Алтая, некоторые пришли из Торбета (Северо-Западной Монголии).