Род хахпына пришел из Тувы. В старину в Туве был хан Алтын Куренг, ездивший на черно-буром коне. У него умерла первая жена, остались два мальчика. Он вторично женился. Неродная мать стала притеснять детей, не кормила их как следует. Алтын Куренг постоянно ходил охотиться. Однажды, когда он был дома, вторая жена стряпала пельмени «мирек». Внутрь миреков для детей она засовывала войлок. Отец стал собираться на охоту и послал мальчиков на улицу посмотреть погоду - ясно ли? Мальчики вернулись и поют: «Даже в ясную ночь - войлочные пельмени, даже в ясный день - войлочные пельмени». Алтын Куренг задумался. Утром, перед выходом на охоту, жена кормит его пельменями. Алтын Куренг взял мирек мальчиков, надломил - внутри оказался войлок. Свой пельмень надломил - там было сало. Он возмутил­ся, стал избивать жену. Дети испугались и убежали в тайгу. Они заблуди­лись и в конце-концов вышли в долину Абакана. Здесь жили три брата - Онбиях. Писпиях и безрукий Хосхар из бельтырского племени. Эти мальчики вошли в состав бельтыров. Один стал родоначальником рода речных хахпына, другой - горных хахпына. Старший речной хахпына стал жить в Бутрахтах. Его звали Манас. Сыном Манаса был Кендюк. Сыном Кендюка был Мухлай. У Мухлая родилось трое сыновей - Мы- нос, Куче и Калчан. Мынос остался жить в Бутрахтах. От него произошла фамилия Чебочаковых. Калчан и Куче из-за большого количества скота перекочевали в степи Алтын-кёля. Куче стал жить в долине Монока и поставил к^рты у подножия холма Улуг-биль. Калчан перекочевал в устье реки Сое. Он стал родоначальником фамилии Калченаевых.