Однажды, во времена лучного боя, со стороны Кузнецкого Алатау в Хонгорай ворвалось вражеское войско. Люди, жившие в долине Аскиза у горы Аар-таг, услышав грозную весть, убежали в горы и спря­тались в большом логу. В местности Югачи в берестяной юрте остались старик со старухой, которые не смогли убежать. Они решили: «На что врагам старые люди?! Если убьют, то пусть убивают». Неприятельское войско, перевалив вершины гор у истоков реки Томь, захватило остав­шихся в аале Югачи старика со старухой. Старика сразу убили, а старуху стали пытать, выясняя, где спрятался народ. Старуха не выдержала пыток и повела неприятеля в горное место. Воины перебили всех людей, спря­тавшихся в большом логу. Теперь тот лог называется логом людей, по­рубленных на войне (по-хакасски «чаа сапхан хол»).

В логу «чаа сапхан хол» воины убили одну женщину, а ее младенца подвесили на развилку дерева. Старуху, которая привела их сюда, они избили, бросили в том же логу, думая, что сама умрет. Однако избитая до полусмерти старуха очнулась, пришла в себя. Когда она отдышалась, то услышала плач ребенка. С трудом передвигая ноги, старуха нашла ребен­ка, подвешенного на дереве. Младенец голыми ручонками держался за развилку обледенелого дерева, которое под его руками оттаяло. Старуха отцепила ребенка и произнесла: «Пусть ребенок, подвешенный за шею (по-хакасски «мойын»), носит имя Мойнах, пусть ребенок, руками расто­пивший мерзлое дерево (по-хакасски «тонг»), относится к роду том!». От Мойнаха распространилась среди хакасов фамилия Мойнагашевых.