В Кузнецкой черни (по-хакасски «Аба-чыс») жили старик со стару­хой, у которых была единственная дочь Хан-хыс. Однажды Хан- хыс пошла в тайгу собирать ягоды. В тайге напал на нее черный медведь, который утащил девушку в таежные дебри и сделал ее своей женой. Хан- хыс с плачем пела: «В темной тайге, цепляясь за колючие кустарники, бродя среди стройных игольчатых деревьев, попала в руки черного мед­ведя. Куда я пойду, бедная?».

Хан-хыс прожила в неволе у медведя три года и родила от него маль­чика. Мальчик получился богатырского телосложения, но был покрыт медвежьей шерстью. Хан-хыс скучает по своей родной земле, по своей реке. Но не может освободиться от медведя. Своего сына она обучила хакасскому языку. Однажды она говорит сыну: «Если отец-медведь уйдет на охоту, убежишь ли ты со мной на родину, в Кузнецкую чернь?». Сын согласился. Когда медведь отправился на охоту, Хан-хыс с сыном, приго­товившись, отправились в путь. Выйдя из черной тайги, они спустились в белую степь. В тот момент медведь почуял неладное и отправился вслед за ними. Хан-хыс говорит: «Отец твой догадался о побеге и догоняет нас». «Ты, мать, не бойся, - отвечает сын, - я сильнее медведя-отца».

Через некоторое время они слышат, как ломаются деревья £ тайге, это отец догоняет их. Сын говорит матери: «Ты, мать, ступай вперед, иногда оглядывайся и смотри на меня». Затем стал поджидать отца-медведя. Увидев сына, отец встал на задние лапы как человек, и стал его избивать. Схватился сын с отцом. Отец его бросает, как мяч, но силы его истощи­лись. Сын, наоборот, набирает силы, не устает. Зажал его дыхание, одной рукой сжал горло и свернул ему шею. Затем медвежью голову повесил на дерево со словами: «Если народ будет ходить по тайге, то пусть видит голову медведя. Вместе с головой остается в тайге его душа. Отец, я ухо­жу в землю моей матери, ты же оставайся здесь». После чего отправился в Кузнецкую чернь.

Когда они подошли к аалу матери, местные собаки стали сильно лаять, почуяв медвежий запах. Хан-хыс зашла к своей родне, которая напугалась ее видом, спрашивая, откуда она появилась. Хан-хыс объ­яснила, что была поймана медведем. Живя с ним, родила мальчика. Народ смотрит: сын похож на человека, но только волосатый. Ему примерили одежду, завели в юрту. Спустя некоторое время ему по­дыскали подходящую пару. Таким образом среди хакасов появился новый сеок «аба» (т. е. медвежий). Представители этого сеока все во­лосатые и крупного телосложения. Невестки сеока аба никогда не брали в руки медвежью шкуру и, тем более, не заносили ее в дом. Им нельзя прямо называть медведя, только иносказательно - «отец, де­душка, хозяин тайги». Через некоторое время абинцы из Кузнецкой черни перекочевали в наши Сагайские степи. Мы являемся народом, отделившимся от кузнецких абинцев.