СЫГЫРЫ
- Информация о материале
- Мифические народы
- Просмотров: 2507
На берегу одного быстрого ручья, у подножия горы Хара-таг жила одна вдовая женщина со своим сынком, которому было всего семь лет. Он был очень смышленым и подвижным ребенком. Мать с сыном жили очень бедно. Не хватало одежды, не хватало пищи. Мальчик с ранних пор стал охотиться на дичь. Он ставил на холмах силки, в ручье ставил верши для ловли рыбы.
Рядом с ними на горе Хара-таг в деревянной юрте жили семь тонконогих слепых великанов, называвшихся сыгырами. Горные духи волшебным образом передали в их руки семиструнный чатхан. При игре на волшебном чат- хане поднимался ураган, выполнявший любое желание играющего.
Каждое утро семь сыгыров брали в руки чатхан и начинали петь горловым пением - хаем. Как только они ударят по струнам чатхана, поднимается большой ветер, который к сыгырам пригоняет скот и зверей. Какое животное они назовут во время пения, точно такое же, подхваченное ветром, падало им в очаг через дымовое отверстие юрты.
Вдова постоянно твердила своему сынишке, чтобы он не поднимался на гору Хара-таг, иначе произойдет несчастье. Но однажды мальчик, охотясь со своим луком, не заметил, как поднялся на эту гору. Вдруг он увидел большую юрту, срубленную из дерева. В той юрте раздавалось великое пение. Он заглянул внутрь и увидел сидящих вокруг очага семерых сыгыров. Мальчик стал прислушиваться. Один сыгыр, перебирая струны чатхана, хайларит (поет горлом): «Наш семиструнный чатхан пусть заиграет семьюдесятью различными напевами; одна из коров старого бая из Белой степи пусть свалится к нашим ногам через дымовое отверстие!».
Как только послышались звуки чатхана, моментально поднялся большой ветер, который закрутил в вихре корову и в очаг сыгыров упало названное животное. Сыгыры расчленили тушу, стали варить суп в бронзовом котле (кулер хазан). Глядя на них, мальчик подумал: «Эти безглазые существа вряд ли узнают, если я возьму кусочек мяса». Он схватил одну ляжку коровы и прибежал с ней домой. Мальчик стал кормить мясом свою мать, рассказывая ей о своем поступке. Вдова, услышав такую весть, стала причитать: «Ты, окаянный сорванец, зачем ходил на Хара- таг, ты навлечешь на нас беду».
Когда через некоторое время они съели ляжку, мальчик опять отправился на гору Хара-таг. Как говорят, «повадившийся волк всегда на холме». Придя к юрте сыгыров, он опять услышал игру на чатхане и звуки хая. Сыгыры пели: «Пусть наш семиструнный чатхан заиграет семьюдесятью разными мелодиями, пусть одна из лошадей старого бая Белой степи предстанет перед нами». Лошадь бая, подхваченная ураганом, упала через дымовое отверстие перед сыгырами. Семь слепцов-сыгыров схватили ее и ободрали. Когда они разделывали тушу лошади, проныра- парень схватил одну ляжку и притащил ее домой. Как говорится, «глаза черепа не наполнятся песком».
В третий раз мальчик опять отправился на гору Хара-таг. В юрте сыгыров раздавалось пение: «Наш семиструнный чатхан пусть звучит семьюдесятью мелодиями, одна из овец старого бая Белой степи пусть предстанет перед нами!». В тот же миг через дымовое отверстие в очаг шлепнулась овца. Когда сыгыры ее разделывали, мальчик схватил одну ляжку и унес ее домой.
Спустя некоторое время сыгыры стали разговаривать и спрашивать друг друга, кто из них что ел. Один говорит, что вот это он съел, другой - другое. Выяснилось, что по одной ляжке всегда не хватало. «Разве скотина бывает трехногой?», - удивляются они. В это время мальчик подошел к их юрте и стал подслушивать. Старший сыгыр говорит: «Как бы это ни было проделками мальчика, который живет у подножья Хара-тага. Он такой пройдоха, что может даже высосать слизь с кишок овцы. Его надо хорошенько проучить».
Услышав такой приговор, мальчик побежал домой и привязал себя кожаными ремнями к одной развесистой лиственнице.
Семь сыгыров засвистели, заиграли на чатхане со словами: «Пусть предстанет перед нами существо, съевшее скотские ляжки!». Закрутился грозный вихрь, который выдрал с корнем лиственницу вместе с мальчиком. В тот же момент она свалилась через дымовое отверстие юрты прямо в очаг. Семь сыгыров хотят схватить мальчика, но натыкаются на колючие ветви лиственницы, ойкают, не могут понять в чем дело. Мальчик воспользовался моментом, быстро развязал кожаные ремни, схватил чатхан и убежал домой. Семь сыгыров остались свистеть в юрте, причитая от досады и горя.
Мальчик, прибежав домой, развел огонь в очаге. Он стал играть на чатхане, произнося следующие слова: «Пусть семь сыгыров по одному попадают в огонь!». Поднялся ураган, который подхватил сыгыров. Все они по очереди попадали в горящий очаг и сгорели. Таким образом волшебный чатхан оказался в руках хакасов. Этот мальчик прославился тем, что стал великим хайджи.