История Хакасии

Во времена сотворения земли, когда еще только остывала медь, создавая земную твердь, когда самая широкая река Кем* пробива­ла себе дорогу среди Саянских хребтов, в горно-степной долине стал обитать богатырский народ ах-харах. Эти богатыри были настолько могучими, что ломали лиственницы как травинки и строили дома из огромных горных плит. Их глаза были необычными. Вокруг зрачков не было радужной каем­ки, чернел только зрачок. Издалека их глаза напоминали бельма и поэтому данный народ получил название «ах-харах», т. е. белоглазый народ.

Ах-харах не занимались хлебопашеством. Они хлеб не сеяли, пше­ничная еда им была неизвестна. Они держали бесчисленное количество скота. В зеленых степях паслись тучные табуны лошадей и стада коров. Здесь разводили лошадей белой масти, держали собак и домашнюю пти­цу. Пищей белоглазым людям служили айран и кумыс, которые они де­лали из кобыльего и коровьего молока. Они одевались в кожаные шубы и кожаную обувь.

Ах-харах строили укрепленные дома - курганы, стены которых возводи­ли из громадных каменных плит, по четырем углам ставили каменные стол­бы. Поэтому курганы у хакасов имеют второе наименование: «ах харах чур- ты» - жилища ах-харахов. Если умирал человек, то умершего не выносили из дома, а хоронили под порогом, сами же переселялись в другой дом.

Народ «ах-харах» не знал железа. Все их изделия были из камня, меди и бронзы. Они пользовались каменными топорами и медными ножами. Поэтому медные ножи,

найденные в курганах, и медные трубки с мед­ными мундштуками, которые находят на холмах Ат-Чалны в Уйбатской степи, хакасы называют трубками народа «ах-харах».

Они хотели узнать глубину земли и поэтому выкопали глубокие кана­вы. До сих пор сохранились прокопанные ими арыки. Наш народ называ­ет их каналами народа ах-харах.

Белоглазые люди никого не боялись и не почитали верховных богов. Если вдруг гремел гром, то они в ярости швыряли камни в небеса.

За свое пренебрежительное отношение к небесным творцам они и бы­ли наказаны.

Во времена народа «ах-харах» в Хоорае не росла береза. В наказание белоглазому народу она была послана верховными творцами. Когда здесь появились березовые лога, то люди народа «ах-харах» захотели узнать, откуда они взялись, и обратились к своему великому шаману Палабан- каму, имевшему девять бубнов, который начал шаманить и на девятую ночь, камлая девятым, бронзовым бубном, выяснил, что белая береза яв­ляется символом власти Белого хана. Вместе с березой в долину Средне­го Енисея придет правление Белого хана.

Свободолюбивый и могучий народ «ах-харах» не захотел подчи­ниться роковой судьбе, посланной богами, и начал вырубать березу. Но вместо вырубленных двух логов вырастало четыре лога березы, вместо четырех - восемь и т. д. Тогда люди народа «ах-харах», осоз­нав неизбежность своей гибели, вошли в свои каменные дома, подру­били каменными топорами каменные подпорки и заживо погребли себя. Их собаки остались на улице и со временем одичали. Собаки народа «ах-харах» ныне называются волками. Их куры известны ныне как дрофы (по-хакасски «тоодах»). Они до последнего времени в сте­пях Хонгорая селились около курганов.

Курганы, построенные народом ах-харах, до сих пор стоят на нашей земле. Большой курган у подножия горы Хусхунджы-хая на берегу Чер­ного Июса носит название «жилище ах-харахов».

Источник Мы родом из Хонгорая. Бутанаев В.Я., Бутанаева И.И.

Реклама*