В древние времена в устье реки Уйбат находилось крупное селе­ние, главой которого был князь по имени Хара Тохчын. Ежегодно его подданные отправлялись охотиться в хоорайскую тайгу Восточных Саян по р. Казыр и р. Кизир, чтобы добывать пушнину для оплаты албана монгольскому хану.

В семье Хара Тохчына дети постоянно умирали от болезней. Однаж­ды осенью, перед отправлением охотников на промысел соболей, его же­на родила мальчика. Согласно старинному обычаю, дабы обмануть злые силы, младенцев передавали на воспитание в руки чужих людей. Не от­крывая дверей юрты, разобрали одно звено решетки стены напротив кро­вати и, чтобы не узнали черти, передали сына Хара Тохчына койбалам родом из Курагина. Он там рос до 9 лет. Со временем койбалы стали брать мальчика с собой на охоту в хоорайскую тайгу Восточных Саян по рекам Кизир и Казыр. Неожиданно около охотничьего балагана, где на­ходился подросток, появились два всадника - разведчики монгольского хана, которые забрали его с собой. Когда монгольские батыры достигли края монгольских земель, то они встретили одну юрту, куда зашли уто­лить голод. Там жили бездетные супруги. Старик стал расспрашивать гостей откуда они. «Мы люди монгольского хана, ездили на разведку в Хоорайский край. Сейчас оттуда возвращаемся», - говорят два всадника. «А чей малыш вместе с вами?» - спросил старик. «Да, дедушка, среди густой тайги Хоорайской земли в балагане мы нашли мальчика. Хотим его воспитать воином», - отвечают монгольские батыры. Пожилые люди выпросили себе ребенка, найденного в тайге Хоорая, а взамен отдали табун лошадей. За особую его любовь к шашлыкам из печени они назва­ли мальчика Хара Паар (т. е. Черная печень).

Однажды, когда Хара-Паару исполнилось 18 лет, к нему в юрту пожаловали монгольские чиновники. Для мобилизации в армию они составляли перепись (по-хакасски «апха сапханы») юношей призыв­ного возраста. Монгольский хан решил пополнить ряды своей кавале­рии, чтобы выступить в военный поход против Хоорая. Приемные ро­дители Хара Паара заплакали и решили не отдавать его в армию, а отправить на родину. «В монгольской армии на войне ты погибнешь, -    говорит приемный отец. - Возьми моего черно-сивого жеребца, воз­вращайся в родной Хоорай. Конь не выдержан на привязи, поэтому сильно не гони, не хлещи его плетью». Старики оседлали лучшего коня, на котором Хара Паар пустился в путь. Однако по дороге, пере­валивая Саянские горы, он забыл наказ старика и стал подгонять коня плетью. Упитанная лошадь погибла. Хара Паару пришлось двигаться пешком. В одном месте вечером он забрался в дупло огромного кедра для ночлега. Через некоторое время послышались голоса людей. Хара Паар выглянул из своего укрытия и увидел монгольских всадников, направляющихся в Хоорай. Рядом с кедром они остановились на ноч­лег, разбили бивак и стреножили оседланных коней. Под утро, когда монголы уснули крепким сном, Хара Паар развязал коней, вскочил в седло одного из лучших и помчался в долину Енисея, уводя за собой громадное количество боевых лошадей. Монгольские всадники, ос­тавшись пешими, вынуждены были повернуть назад.

Хара Паар спустился в долину реки Кем (Енисей), пересек «верхо­вой» брод в местности Хатыг-аас (современная деревня Каптырево) и за горой Ызых достиг устья р. Уйбат. Отца он уже не застал в живых, однако мать узнала своего сына. Подданные Хара Тохчына признали Хара Паара наследником власти отца, и он долгие годы правил в до­лине Абакана.