Наш абакано-татарский народ родился от горных духов. Он имеет горную душу, полученную от богини Умай.

Поздней осенью, когда земля начинает замерзать, когда опадают ли­стья с деревьев, горные хозяева засыпают. Они закрываются от внешнего мира в горах. Пары их влажного дыхания примерзают сосульками к сте­нам внутри скал. Если их переломить, то горный хозяин умрет.

Зимой они не выходят на белый свет. Весной, когда начинают таять льды рек, они освобождаются от зимнего плена, просыпаются вместе с распускающимися почками деревьев, выходят из гор на свет. Горные люди начинают ходить в гости от одной горы к другой. Весной они много и красиво поют. Но слов их песен не разобрать. Слышится только мелодия.

Осенью горные духи возвращаются в свои жилища. Мелодии их песен становятся печальными и унылыми. Когда все листья с деревьев упадут, горные духи полностью уходят в горы, где закрывают невидимые для нас двери.

На лицах горных духов нет бровей, нет ресниц. Чтобы люди их не уз­нали, они круглый год носят шапки, надвигая их на глаза. Когда наш аба­кано-татарский народ принял крещение, горные духи перестали нам по­казываться на глаза. Если горный дух-хозяин заберет душу человека с собой, то такой человек ходит грустный, он ждет весны, с которой воз­вращается его жизненная сила.

В ранние времена горные духи брали в жены девушек из нашего народа. Одна девушка, украденная горными хозяевами, жила с мужем внутри горы. Она иногда выходила на свет и гуляла по тайге. У них не было совместных детей. Однажды, войдя в пещеру, она увидела, что ее муж, сидя на скамье, заснул. Из его носа тянулась ледяная сосулька, которая достигала пола. Жена сломала сосульку, и в тот же миг супруг умер. С тех пор горные духи- хозяева решили больше не брать в жены людей солнечного мира.