История Тун Пайрам
- Информация о материале
- История Хакасии
- Просмотров: 1974
Один из праздников, возникших еще в гуннскую и древнетюркскую эпохи из поклонения родной земле и основе существования —скотоводству. Проводился в степных районах Хакасии. В конце мая-начале июня, после перекочевки скотоводов с зимника на летник, устраивался праздник первого айрана. Перезимовавший скот поправлялся на первом зеленом корму и появлялись первые молочное продукты. Тун пайрам (дословно — «первый, первородный праздник») был связан с почитанием скотоводства — основы традиционного хозяйства. Для него готовились первые молочные продукты, заводили первый айран, шили новые национальные платья. Из айрана перегоняли первую араку. В определенный день жители нескольких аалов собирались утром на ближайшей горной вершине или в степи, где устанавливали березки, коновязь для ритуального коня (по-хакасски — изых) и разводили большой костер. Почтенный старец вместе с собравшимися обходил их по солнцу (кунгер) девять раз, кроплением айрана на костер, березки и коня благословлял небо, землю и желал, чтобы скот и молочные продукты не переводились среди скотоводов. Обряд обхождения по солнцу дошел до хакасов со времен Тюркских каганатов. Первый айран и первая арака считались лекарственными напитками. Их нельзя было проливать на землю. По обычаю, вся приготовленная первая молочная пища должна быть съедена во время праздника, оставлять ее на следующий день запрещалось.
После ритуальной части устраивались состязания: бега, конные скачки, стрельба из лука, традиционная борьба (курес). Хакасы боролись, подпоясавшись кушаками (хур). Борцам необходимо было держаться за кушаки и бросить соперника на землю. Победителем считался тот, кто положит на спину или на четыре конечности своего соперника.
Меткость в стрельбе из лука — качество, ценившееся в хакасском обществе и в мирное, и в военное время. Многие скотоводы были одновременно и охотниками.
Еще один вид состязания в силе — это поднятие камня (хапчан тас). Он весил около 80 килограммов. Состязание проходило по установленным правилам: поднять камень до пояса, сделать приседание, поднять в полный рост и перекинуть его через плечо.
Самое любимое развлечение — конные скачки (чарыс). Почти каждый сельский житель прекрасно разбирался в лошадях и мог отобрать наиболее пригодных в скачках коней. Эти конские ристалища имели древние устоявшиеся традиции и разработанные до мельчайших подробностей правила. Почти у каждого бая имелись свои беговые лошади (тулбары). Хозяева скакунов сами в забеге не участвовали, а садили мальчиков-подростков. Седоки держались на конях без седел, а для отличия на голову повязывали платок определенного цвета. Дистанции (меет) скачек бывали от одной до двадцати пяти верст. На скакунов ставили крупные заклады — до трехсот рублей деньгами, до ста голов крупного рогатого скота. Выигравший пари ставил угощение всему собравшемуся народу. Айранные или кумысные праздники были характерны для многих скотоводческих народов Сибири и Центральной Азии.
На празднике звучала музыка различных музыкальных инструментов: чатхан, пыргы, хомыс, тюрлё, хобрах. Со всех аалов съезжались на конкурс мастера тахпаха. Победителем среди тахпахчи (исполнителей тахпаха) считался тот, чей тахпах продолжительнее и остроумнее.
источник материала: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1653508