Ипчи - «та, которая в доме»
- Информация о материале
- История Хакасии
- Просмотров: 2062
Ипчи
В хакасском языке слово женщина – «ипчи» — буквально означает «та, которая в доме». Согласно традиции, женская культура – это культура освоенного пространства, культура дома. Она наполняет мир вещами и смыслами. Приносит в его стихийность правила и порядок; отделяет порогом свое от чужого…
Аскизский район, Республика Хакасия. 2013
Фото: © Валерий Кламм , © Ирина Веремеенко. Текст и подписи: © Ирина Октябрьская
Центром и смыслом обустроенного женщиной пространства становится тепло очага, вокруг которого вращается жизнь и судьба, деля и соединяя мужское и женское, правое и левое, низкое и высокое. Это кружение вечно. Оно повторяется вновь и вновь, делая вечными ценности семьи и дома.
Женская культура держится за старые вещи и символы — старинные рецепты, украшения, сказки, узоры, куклы… По-прежнему крутятся старые каменные жернова, перетирая в муку прокаленные в казане ячменные зерна. И талган становится напоминанием о размеренности бытия и благополучии. Пальцы привычно собирают бусины в хитросплетения свадебного нагрудника, сохранившего тайну женских символов.
В хакасских селах не разрушают старых домов – они хранят былую жизнь, которая не может закончиться, раз начавшись. В хакасских семьях придерживаются давних обычаев – как к старшим родственникам обращаются к огню очага, деревьям, синему небу, горным духам. Родственные связи по женской линии теряются в глубинах времен, где исчезает грань между человеческим и природным; и горные вершины, по традиции, выступают гарантами и защитниками жизни. В пространстве женской судьбы и в культуре современной Хакасии каменные изваяния – старухи-прародительницы — остаются знаками вечности и волшебства: говорят, они возвращают бездетным дар материнства.
Музейный комплекс «Хакасский аал» у села Казановка © Валерий Кламм
У священного камня Ах Тас © Валерий Кламм
Женщины. Юрта. Приготовление еды и разговоры. © Валерий Кламм
Эльзира живет в доме, через который проходит тропа горных людей — духов. Каждый вечер она смотрит на горы, видит их лица и рисует их © Валерий Кламм
Виктория Кулимеева – директор Хакасского республиканского национального музея-заповедника © Валерий Кламм
В музее Улуг Хуртуях Тас — Большой каменной старухи, дарующей женщинам плодородие © Валерий Кламм
В селе Усть-Таштып © Валерий Кламм
© Ирина Веремеенко
© Валерий Кламм
Пого — традиционное женское украшение © Валерий Кламм
© Валерий Кламм
Свадьба в музейной юрте © Валерий Кламм
© Валерий Кламм
Анастасия Кокошникова – с мужем и детьми несколько лет назад переехала в Казановку из города, чтобы начать все заново и испытать себя © Валерий Кламм
© Валерий Кламм
Валентина Тодышева — вышивальщица, ткач, живописец, народный мастер Республики Хакасия. В юности мечтала полететь в космос, готовилась и прыгала с парашютом… Получила приглашение в Центр подготовки космонавтов, но не поехала – отец плёткой пригрозил и не пустил, сказал, чтобы глупости из головы выбросила © Валерий Кламм
© Валерий Кламм
© Валерий Кламм
© Валерий Кламм
© Валерий Кламм
Татьяна Майнагашева – смотритель музея «Казановка» — за изготовлением талгана © Валерий Кламм
© Валерий Кламм
© Ирина Веремеенко
© Валерий Кламм
© Валерий Кламм
© Валерий Кламм
Люлька в юрте © Валерий Кламм
© Валерий Кламм
© Валерий Кламм
© Валерий Кламм
Клара Сербигешева – экскурсовод музея «Казановка»; в прошлом учитель школы села Казановка; до недавнего времени вела детскую студию. До сих пор помнит свою первую самодельную куклу © Валерий Кламм
© Валерий Кламм
© Валерий Кламм
Лидия Орешкова – в прошлом фельдшер, пенсионерка, известна традиционными вышивками © Валерий Кламм
© Валерий Кламм
© Валерий Кламм
Оксана Горбатова – директор музея «Улуг Хуртуях-тас» © Валерий Кламм
© Валерий Кламм
© Валерий Кламм
… чтобы сделать ритуал «сек-сек»…© Валерий Кламм
© Валерий Кламм
© Ирина Веремеенко
© Валерий Кламм
© Валерий Кламм
Источник: http://rodinkinakarte.ru/post2/103396