Этнография хакасов- Аскизский район
- Информация о материале
- История Хакасии
- Просмотров: 2492
ЭТНОГРАФИЯ
Аскиз всегда был и остается центром края, где формировалась традиционная хакасская культура. Современный Аскизский район является центром компактного проживания основной массы хакасского народа. Здесь исконно обитали такие этнографические группы хакасов, как сагайцы и бельтыры. История хакасского народа уходит своими корнями в историю енисейских кыргызов — предков хакасов. Сагайцы по преданиям произошли от кыргызов. Среди сагайских сеоков (родов) сохранился род «кыргыз». Существует несомненная преемственность хакасов и енисейских кыргызов: сходство быта, родоплеменной структуры, материальной и духовной культуры.
Енисейские кыргызы во второй половине I тысячелетия н. э. создали самое северное из раннесредневековых государств. Древнекыргызское государство как экономически самостоятельное просуществовало на Среднем Енисее более тысячи лет — до присоединения Минусинской котловины к Русскому государству — и объединяло многие разноязычные племена. В IX—Хвв. кыргызские правители распространили свою власть на соседние регионы. Сегодня эти владения можно было бы очертить так: Томск, Красноярск, Канск, Нижнеудинск, Горно-Алтайск, Новокузнецк, Тува, Северо-Западная Монголия.
К VI—X вв. н. э. кыргызы представляли собой высокоразвитое общество кочевников со своей письменностью (известной как енисейская руническая письменность), храмовыми постройками из сырцового кирпича, богатой мифологической традицией. Значительное развитие у кыргызов получили ремесла, среди которых наибольшего расцвета достигло металлургическое производство. Развитие ремесел и добывающей промышленности повлекло за собой установление торговых и культурных связей с Китаем, Тибетом и Средней Азией и обусловило высокий уровень культуры и искусства кыргызов. В 1207 г. Хакасия была захвачена монголами, которые владели ею с XIII по XV в. Этот период характеризуется резким снижением численности населения и уровня культуры хакасов. С XVI в. началось освоение Сибири русскими. Однако окончательно закрепиться здесь России удалось лишь в 1707 г. В 1822 г. в долине Абакана была образована Степная дума соединенных разнородных племен. В состав ее, кроме сагайцев, вошли и бельтыры на правах отдельного административного рода, в течение XIX в. они почти слились с сагайцами.
По данным письменных источников, хозяйство населения эпохи раннего средневековья представлено главным образом земледелием. Многочисленные остатки ирригационных сооружений в Минусинской котловине и, в частности, в Аскизском районе, говорят о высоком развитии не просто плужного, а орошаемого земледелия. Земледелие у кыргызов носило пашенный характер, что предполагало развитое скотоводство. Кочевое скотоводство лежало в основе экономической мощи древнекыргызского государства. На зеленых лугах и бескрайних просторах содержалось огромное количество скота. Охота, рыболовство имели подсобное значение. Именно такая многоотраслевая экономика енисейских кыргызов позволила им создать мощное государственное объединение.
Хакасы унаследовали от своих предков — кыргызов — основные черты хозяйственного уклада. Главным занятием хакасов традиционно было полукочевое скотоводство, максимально приспособленное к местным природным условиям. Племена, живущие в подтаежной и таежной зонах, занимались охотой, рыболовством, собирательством, бортничеством, промыслом кедрового ореха. В лесной и притаежной зонах с их более влажными климатическими условиями сагайцы и бельтыры занимались мотыжным земледелием, используя сложные ирригационные системы.
Традиционным способом хозяйствования было разведение тех животных, которые могут питаться грубым кормом и которых можно легко перегонять из более сухих районов в более влажные и наоборот. Естественно, это были овцы и лошади, а позднее и коровы. Разведение лошадей — один из самых древних видов хакасского скотоводства. Местные породы лошадей имели небольшой рост, длинную и жесткую шерсть, отличались выносливостью и считались одними из лучших в Восточной Сибири. Хакасы особенно ценили два вида лошадей: тулбаров и аргамаков. Аргамаки — крупные, сильные, выносливые. Они использовались для перевозки грузов на большие расстояния. Тулбары — скакуны, имеющие крепкую литую спину, стройные ноги. Их выращивали специально для бегов. Хороший тулбар и его хозяин были известны на всю хакасскую степь. Лошадь для хакаса была верным другом, без которого он не отправится в дальнюю дорогу. Во многих произведениях героического эпоса (алыптых нымах) описывается кровное родство героев и их коней. Например, Алтын-Арыг и ее Бело-игреневый конь — близнецы, они родились вместе в Белой Скале. Ай-Хуучин появилась на свет в конском табуне. Родителями ее были породистые скакуны. Вместе с ней родился и ее будущий конь — также ее брат-близнец.
До конца XIX в. скотоводство в основном было экофильным по способу хозяйствования. В стадах преобладали лошади и крупный рогатый скот. Количество овец всегда было ограниченным, поскольку овцы вытаптывали и выщипывали траву таким образом, что на пастбище долгое время не появлялась растительность. Щадящим было и пространственное размещение хозяйственных единиц. Сагайцы и бельтыры избегали чрезмерной концентрации людей, они жили аалами — небольшими поселениями. Каждый аал имел в своем распоряжении функционально разнообразные угодья. Собственно кормовая база тоже была многосоставной. Она складывалась из ближних выпасов и отгонных пастбищ, приусадебных и дальних покосов. Это позволяло варьировать землепользование по сезонам и от каждого участка брать самое ценное. Одновременно исключалась чрезмерная нагрузка на ограниченные площади. Скот в основном содержался на естественных пастбищах, подножном корму. Животных интенсивно пасли в степи, долине в мае — июне, в конце лета их угоняли до зимы в тайгу, а зимой благодаря малоснежью скот опять кормился на днищах долин. Любой другой способ хозяйствования в степи просто обречен на экологический кризис.
Основным жилищем служила юрта, максимально приспособленная для полукочевого хозяйства и природных условий Саяно-Алтая. До середины XIX в. бытовала переносная войлочная юрта (киис иб) или берестяная юрта (тос иб) со стенами из раздвижных решеток. Хакасская переносная юрта по своей конструкции была типичным жилищем степного кочевника. Она легко собиралась и также легко разбиралась. Юрта была многоугольная — от четырех до восьми углов. В хакасских героических сказаниях переносную юрту по цвету бересты или войлока называли «белая красивая юрта» (ах пайзан), «белый дворец» или «замок» (ах орге иб). Ах пайзан или ах орге иб принадлежали сказочным героям-богатырям.
К началу XX в. широкое распространение получили стационарные срубные юрты (кирткен иб). Сагайцы строили шести- и восьмиугольные юрты. В технике строительства кирткен иб была попытка сохранить прежнюю традиционную форму переносных юрт — круглую с куполообразной крышей. Внутреннее устройство юрты было строго регламентированным: мужская — женская, почетная — непочетная половины. Посредине находился очаг (от орны), правая сторона от входа (северная — алтынса- рых) считалась женской, левая (южная — устунсарых) — мужской. Вход юрты был строго ориентирован на восток. Пространство от входной двери до очага (от соо) считалось непочетным, противоположная сторона за очагом (от пазы) являлась почетной. У хакасов к очагу, огню, было особое отношение. Богиню Огня (От инез!), которую представляли в образе пожилой женщины в красных шелковых одеждах, задабривали и кормили жирной едой перед каждым приемом пищи.
Национальный костюм хакасов представляет собой исторически сложившийся комплекс и не находит прямых аналогий с одеждой соседних народов Южной Сибири. Нательной одеждой для мужчин (up Koeeneei)служила рубаха, для женщин — платье (unni Koeenezi),не дифференцированные по покрою, но различающиеся по длине — мужская короче. У всех тюрко-монгольских народов Южной Сибири и Центральной Азии существенных различий между женской и мужской одеждой не было. Рубаха и платье имели наплечники, прямой пазушный разрез, отложной воротник, ластовицы и широкие манжеты. Стан сильно присборивался у наплечников. У женского платья задний подол был длиннее переднего и образовывал небольшой шлейф. Наплечники, обшлага, идущая вдоль подола кайма и углы воротника выкраивались из материи другого цвета и вышивались. Хакасская вышивка отличается яркими цветами, растительным орнаментом, следы которого встречаются в культуре енисейских кыргызов. В сагайских узорах преобладают натуральные стебельчатые цветки.
В одежде проявлялись социальное и имущественное различия. Замужние женщины поверх халата и шубы надевали безрукавку (сигедек), широкие проймы и ворот которой украшали яркой каймой. Существовала специальная одежда свахи. Она состояла из шубы (ideKmieтон) и особого головного убора (тулгу nopiK),сшитого из чернобурой лисы. Невеста надевала на свадебную церемонию особую шапочку (тагаях).
Среди украшений выделяются накосные, нагрудные серьги, кольца, перстни — пурба, чустук. Девушки концы многочисленных косичек соединяли специальным накосником (тана поос), замужние женщины украшали себя коралловыми сережками, височными подвесками. Кораллы покупались у татар, которые привозили их из Средней Азии. За один большой коралл отдавали вола или лошадь. В украшениях, инкрустациях хакасы использовали серебро. Это объясняется не только практичностью этого металла, но также и представлениями о том, что лунный блеск серебра притягивает жизненную силу человека. Украшением замужней женщины был расшитый бисером нагрудник (пого), который дошел до нас из глубины веков. На некоторых каменных изваяниях, относящихся к окуневской культуре (например, Хуртуях тас), изображены точно такие же нагрудные украшения. Кроме того, рисунок пого обнаруживает сходство со стилизованными изображениями окуневских мифических личин. Последние отождествляются с ликом богини Умай, которая, по представлениям хакасов, дарует молодоженам души детей.
Поясная одежда мужчин состояла из штанов общего для всех тюрок кроя. Их носили подпоясанными кушаком (хур), два конца которого завязывались и спускались вперед. Нож в деревянных орнаментированных оловом ножнах, огниво с кремнем и трутом в кожаном футляре, украшенные серебряными накладками и коралловыми инкрустациями, трубка с вышитым кисетом были непременными мужскими атрибутами. Зимой носили овчинные шубы (тон). Зимние шапки отсрочивались мехом.
На протяжении тысячелетий духовным стержнем культуры был шаманизм. Зарождение шаманизма уходит в глубокую древность палеолита и неолита. Как всякая религия, шаманизм выработал определенные адаптационные механизмы для более комфортного существования человека. Для традиционного мировоззрения хакасов, как и для всех тюркоязычных народов Сибири, характерно деление Вселенной на три мира: Верхний, где обитает Кудай — создатель Земли и всего живого, Нижний — царство Эрлик-хана, Средний — кушг чир — мир живых людей. Их окружают различные духи-хозяева местностей и природных явлений — ээзи. На арене Среднего мира происходит борьба двух начал — добра и зла. Посредником между людьми и духами добра и зла выступает шаман. Шаманами становятся, конечно же, люди незаурядные, обладающие силой слова, знающие обряды и перенесшие шаманскую болезнь. Ее посылает дух-покровитель, проверяющий таким образом духовную силу будущего шамана. Дух-покровитель определяет и форму ритуального костюма, бубна и колотушки шамана. Шаманы в социальной жизни играли значительную роль, пользовались уважением в обществе. Их приглашали для проведения сложных религиозных обрядов, для лечения больных. Сильными и уважаемыми шаманами из сагай- ских родов были Егор Кызласов, Аркот Сунчугашев, Константин Чертыков и др.
Традиционной культуре хакасов присуще удивительное почитание окружающего мира — природных объектов, животных, растений и т.д. Весь фольклор пронизан сюжетами превращений человека в животное. Животные и люди воспринимаются в таком единстве, что возможность перехода из одного облика в другой считается вполне очевидной. Общественное сознание исходило из признания тождества человека и природы, обращение к которой было гарантией бытия человека. Небрежное и потребительское отношение к природе в суровых климатических условиях могло повлечь за собой голод и смерть. Подобное одухотворенное отношение к окружающей действительности не заменяло рационального знания экологических закономерностей, и тем не менее служило гарантом выполнения природосберегающих запретов и правил.
У каждого рода была своя родовая гора, от благосклонности духа-хозяина которой зависело благополучие членов рода. В начале XX в. только у хакасов, в частности у сагайцев и бельтыр, сохранились горные моления, жертвоприношения хозяину воды (суг-таиг), моления Небу. Существует сагайское предание о принесении девушек в жертву Небу в далекие времена. Девушку, привязанную к плахе, закалывали ножом в сердце и во время моления Небу приподнимали на руках, а потом сжигали. Обычай прекратился якобы после того, как у одного бель- тыра была взята для жертвы девятая дочь. К человеку, совершавшему ритуальное убиение, явился всадник и сказал: «Погоди, не трогай девушку, вместо нее лучше режьте девять ягнят». С тех пор на молениях стали приносить в жертву ягнят белой масти с черной головой. Во время родовых жертвоприношений испрашивалось обилие скота, охотничьей добычи, хороший урожай травы и злаков.
Широко распространены представления о родстве между группами людей и тотемами — животными или растениями. Тотем, согласно мифическим представлениям, являлся предком - покровителем данного рода и каждого его члена, символом кровного родства. Тотемами были в основном птицы — орел, беркут, лебедь. В верованиях хакасов прослеживается целый ряд архаических обрядов и представлений. Они генетически восходят к общему пласту верований таежных охотников Сибири, в основе которых лежала идея умирания и воскресения зверя. Эти обряды и представления сохранились в основном как часть промыслового культа. В хакасской мифологии медведь прежде всего был человеком, его полагалось называть стариком, дедушкой, отцом. Убив на охоте медведя, хакасы проводили поминки по убитому медведю, и просили прощения за то, что его убили. Один из охотников должен был оплакать его. Результат охотничьего промысла зависел от соблюдения многочисленных табу и исполнения обрядов, посвященных духам-хозяевам местности, зверей, птиц. Отстрел и охота на диких животных регламентировались — велись в определенное время, в определенном количестве. Охотники придерживались жестких неписаных правил, согласно которым категорически запрещалось убивать беременных самок, иначе, как считалось, убьешь душу своих еще не родившихся детей.
Хакасы, сагайцы и вошедшие в их состав бельтыры в XIX в., создали своеобразную, богатую материальную и духовную культуру с яркой эпической, фольклорной традицией.
Источник: Аскизский район: История и современность. (К 80-летию образования). 2004г.