История Хакасии

ДРЕВНЕХАКАССКОЕ ГОСУДАРСТВО (VI—XIII вв.). ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ

Древние хакасы и кыргызы

Государство древних хакасов, живших в Хакасско-Минусин-ской котловине, возникло в VI в. Его население делилось на Ряд этнических групп, входивших в одно государство, но еще различавшихся между собой и по происхождению, и по языку. Ядро их составляли отюреченные местные племена и древняя немногочисленная тюркоязычная этническая группа гяньгуней (кыргызов, цзяньгуней), переселившаяся на земли к северу от Саян из северо-западной Монголии через Туву в конце III — середине I в. до н. э. Левобережье Хакасско-Минусинской котловины и Северный Алтай населяли с древности угорские этнические группы, а правобережье котловины, Западные и Восточные Саяны — самодийские и кетоязычные племена. Постепенно-складывалась средневековая тюркоязычная народность.

В VI—VIII вв. в исторических источниках для обозначения населения Хакасско-Минусинской котловины появляются термины «хакас» и «кыргыз». Важно понять их значение. Термин «хакас» встречается в китайских источниках, и возник он после-того, как, по свидетельству «Синь Тан-шу» и «Тан-шу хечао», гяньгуньские «племена смешались с динлинами» или, как уточняется, «их (цзяньгуней.— Л. К.) племя смешалось с динлинами»6. В различных сочинениях, начиная от периода Тан и до XVIII в., термин «хакас» в зависимости от старого или современного чтения слагающих его иероглифов звучит по-разному: «хакас», «хягас», «сяцзясы», «сягэсы», «хэгэсы» и т. п.

Современные синологи не едины в чтении древних иероглифов.

По данным Б. Карлгрена, иероглиф «ся» в кантонском диалекте до сих пор читается как «ха», «цзя-ка» и «сы-сы» или «цзи». Согласно Н. В. Кюнеру, предпочтительнее «старинное чтение» — «хакас» вместо современного «сяцзясы». С. Е. Яхонтов не признает чтение слова «хакас» в качестве реконструкции «хягясы (сяцзясы)» и утверждает, что «хягясы» — это одна из. транскрипций термина «кыргыз». Однако мнение С. Е. Яхонтова было опровергнуто Н. Ц. Мункуевым, указавшим, что допущения С. Е. Яхонтова и его реконструкция слова «кыргыз» «недостаточно обоснованы. По-видимому, для термина „сяцзясы11 исходным было „гакас“ (с учетом ассимиляции)», и далее Н. Ц. Мункуев отсылает читателей к статье Л. Р. Кызласова о терминах «хакас» и «кыргыз»7.

Термин «хакас», правильно употреблявшийся в историографии, являлся местным самоназванием, так как в китайской транскрипции составляющие его иероглифы употреблены исключительно в фонетической роли и поэтому варьируются, утрачивая присущий им собственный смысл. Так, китайцы транскрибируют лишь чужеземные слова. О местном происхождении термина «хакас» прямо говорит «Тан-шу хечао»: «Впоследствии северные варвары в своем языке (здесь и далее курсив наш.— Л. К.) ошибочно (с точки зрения китайского историографа.— Л. К.) сделали хакас (сяцзясы), ибо уйгуры, говоря о них, как бы называли: желто-краснолицые».

В «Тан хуэйяо» хронист указывает: «Спрашивали у переводчиков, и те сказали, что хягя имеет значение «желтая голова,, красное лицо». Видимо, уйгурцы называют их так. Но ныне посол (хакасов.— Л. К.) говорит, что они сами имеют это название. Не знаю, что правильно». Ссылка на истолкование местного самоназвания тюркоязычными толмачами-уйгурами, жившими при китайском дворе, показывает, что «хакас», как новое, не тюркское самоназвание народа, ни китайцам, ни уйгурам: не было понятно. Поэтому уйгуры прибегли к сомнительной народной этимологии, тем более что термин «кыргыз» (кит. гянь-гунь, цзяньгунь, гэгунь) был хорошо известен и уйгурам, и в Китае.

Танские хроники точно отразили не только действительно произошедшие в конце I тысячелетия до н. э. и в первой половине I тысячелетия н. э. этнические перемены, но и изменение самоназвания основного ядра населения Хакасско-Минусинской котловины. Ли Дэ-юй, писавший в 40-х годах IX в., утверждал,, что «сяцзясы являются потомками цзяньгунь», а не самими: цзяньгунями.

Западноевропейские, арабо- и персоязычные авторы, а также орхонскке тюрки и селенгинские уйгуры не применяли термин «хакас», а употребляли слово «кыргыз». Его упоминает в VI в. византийский историк Менандр Протектор. О кыргызах повествуют и некоторые памятники орхонских тюрок.

Китайцы также знали термин «кыргыз», который они еще в период Хань транскрибировали как «гяньгунь» («цзяньгунь»), а в XIII—XIV вв. и позднее передавали гораздо точнее в форме «цилицзисы (киргис)», «цзилицзисы (гиргис)», «хэлицзисы (хэр-гис, хыргис)», «циэргайсы (киргайс)», «циэрцзисы» и т. п.

В танских источниках указывается, что «Хакас есть древнее государство Гяньгунь» и после того, как «гяньгуньское племя смешалось с динлинами», «северные варвары в своем языке ошибочно (с точки зрения историографа.— Л. К.) сделали слово хакас». Очевидно, что государство хакасов при династии Тан находилось на той территории, где в период Хань размещалось «древнее государство Гяньгунь», а «хакас» — местный термин, не тождественный «гяньгунь (киргиз)», ибо в этом государстве жило разноплеменное население — гяньгуни после их смешения с местными племенами динлинов.

Записанное китайцами в VI—VII вв. чужеземное слово «хакас» нельзя считать транскрипцией тюркского слова «кыргыз», эквивалентом которого является «гяньгунь (цзяньгунь)», или «цилицзисы». Термин «хакас» в китайских хрониках по значению гораздо шире и точнее, чем «кыргыз», ибо он действительно охватывал все разноязычные племена (в том числе и кыргызов), входившие в древнехакасское государство. Термин «кыргыз» не был и не мог быть самоназванием всех племен, обитавших в составе древнехакасского государства. Тюркоязычные кыргызы, будучи ядром, объединявшим и возглавлявшим разноязычные племена и роды (угорские, самодийские-и тюркоязычные), жившие в одном государстве, продолжали оставаться малочисленными и в VI—XI вв. Свидетельством тому являются все известные сообщения источников об их численности.

В тексте памятника Кюль-тегина при описании войны орхон-ских тюрок с кыргызами сказано: «Мы завели порядок в немногочисленном народе кыргызов». А в «Синь Тан-шу» говорится, что «гяньгунь (кыргызы.— Л. К.) есть небольшой род», хотя там же указано, что все народонаселение государства хакасов в целом достигало «нескольких сот тысяч [семейств]». Это было ■сказано в эпоху экспансии, в 846 г., когда китайцы близко познакомились с положением дел в древнехакасском государстве. Однако вступивший в тот год на престол император Сюаньцзун отказался внести в царскую родословную кыргызский род государей хакасов по причине его малочисленности и чтобы не усиливать его.

Из приведенных данных следует, что кыргызы были не особым народом, а аристократической родовой группой среди древних хакасов. Из их состава выходили беги, возглавлявшие каждую из древнехакасских групп. Старейшинами, ханами, а затем каганами в этом государстве становились люди из рода Кыргыз. Кыргызы составляли феодальную княжескую верхушку в государстве древних хакасов, а также позднее, в XVII и XIX вв.

Из-за главенствующей роли рода Кыргыз в государстве, население которого составляли разноязычные родо-племенные группы, орхонские тюрки-тугю и уйгуры, а в дальнейшем и некоторые западные историки называли все эти племена кыргызами. Поэтому некоторые современные историки именуют государство древних хакасов государством кыргызов, упуская из виду, что подавляющее большинство населения составляли не кыргызы. Однако без учета последнего обстоятельства невозможно изучать конкретную историю древнехакасского государства.

Итак, хакасами китайские источники называли разноязычное население древнехакасского государства VI—XI вв., часть которого была тюркоязычной (цзяньгуни/кыргызы и отюречен-ная часть местных племен), а другая — самодийскоязычной. Возможно, было распространено двуязычие. Очевидно, что среди посланников и торговцев, приезжавших в Китай из государства древних хакасов, встречались люди, говорившие как на том, так и на другом языке. С их слов и были записаны танскими чиновниками древние тюркские и южносамодийские слова хакасов.

Термин «хакас» сохранился до настоящего времени. Так, С. В. Киселев отмечал, что «помещенное в китайской летописи наименование „хагас“, по-видимому, отражает самоназвание населения Минусинской котловины, сохранившееся до настоящего времени у качинцев, которые зовутся ,,хаас“». Н. Г. Доможакоз считал, что древнее «хакас» является ранней нестяженной формой наименования «хаас». А «хаас» есть самоназвание одной из групп современных хакасов, неточно по-русски называемых ка-чинцами. В нестяженной форме слово «кахас» сохранилось в названии группы башкир.

Ядро хакасской группы хаасов составляют сеоки, называемые «хасха». В это наименование также входит этноним «хас». Этноним «хасха» образовался в качинском диалекте в результате закономерной метатезы (перестановки слогов) из этнонима «хакас/хагас».

Этноним «хаас», широко распространенный среди современных хакасов, имеет древнее южносамодийское происхождение,, так же как и самоназвание ныне тюркоязычных, а прежде в основном самодийскоязычных соседних с хакасами тофаларов —-«карагасов» (роды «хааш» и «сарыг хааш»; группы: ак-хааш, кёк-хааш, хара-хааш), живущих по Восточным Саянам, и «ка-шинцев» (хааш) XVII в.

Это доказывает, что основное ядро качинцев составили отю-реченные в глубокой древности южные самодийцы, сохранившие до нашего времени свое самоназвание, но уже в тюркской адаптации. «Хасха» (от «хакас»), т. е. качинцы, впервые упомянуты в «Юань ши» под 1293 г. Древние черты языка качинцев позволяют сделать вывод, что процесс их отюречивания проходил еще в эпоху древнеха#касского государства в VI—XI вв~ Во всяком случае, когда древние хакасы во второй половине IX в. включили в свое государство часть Западной Сибири, Прибайкалья, Туву и Северную Монголию, то они, переселяясь на новые земли, перенесли туда и свое название. Поэтому оно сохранилось у их отдаленных потомков в самоназвании родо-пле-менных групп: у башкир (кахас), тофаларов (хааш), тувинцев,, окинских сойотов и дархатов-монголов (хаасут). «Хаасут» (хаа-зут) — та же стяженная форма слова «хакас», только оформленная ныне аффиксом монгольского множественного числа. Только у башкир сохранилась древняя нестяженная форма — «кахас». По тем же историческим причинам у башкир, тувинцев, бурят-булагатов, дархатов-монголов и даже якутов имеются также группы кыргыс (хиргис), ибо в составе древних хакасов переселялись в Западную Сибирь, к Уралу, в Прибайкалье, Туву и Монголию и представители древнего рода кыргызов. Потому же, возможно, только хакасы, тувинцы, алтайцы, монголы и башкиры знают горловое пение — хай (кай).

В самом термине «хакас», таким образом, содержится первое свидетельство наличия в древнехакасском государстве «кас-ских», т. е. еще южносамодийских по происхождению этнических групп. Древность их обитания доказывается самодийской, топонимикой Саянского нагорья.

Появление термина «хакас» в письменных источниках VI—XI вв. в качестве названия государства и народа свидетельствует, что в древнехакасском государстве наряду с постепенно отюречивающимися угорскими и южносамодийскими родовыми группами сложилось новое тюркоязычное ядро местных племен (в него входили и кыргызы). Вокруг этого ядра шел процесс «перемалывания» иноязычных этнических элементов и формирования средневековой народности. Это важнейшее историческое явление способствовало созданию и укреплению сильного централизованного государства древних хакасов с общей экономической базой и единым литературным языком — енисейской письменностью.

Кыргызы в VI—XII вв. представляли собой не особый народ, а издревле смешанный (из-за брачных связей с другими родами) аристократический род, входивший в тюркоязычное ядро древних хакасов, от которого он ничем уже не отличался в этническом и культурном отношениях, за исключением своего древнего самоназвания. Поэтому слово «кыргыз» (в том понимании, которое в него вкладывали персидские и арабские источники) выступает не как этнический, а как политический термин. Тот факт, что во главе государства стоял род Кыргыз, приводил к тому, что некоторые авторы прошлых времен ошибочно называли кыргызами все разноязычное население этого государства.

Институт аристократического рода имел большое значение в истории племен и народностей Центральной Азии и Сибири. Его нельзя не учитывать при восстановлении исторического прошлого.

К. Маркс писал: «Племенной строй сам по себе ведет к делению на высшие и низшие роды — различие, еще сильнее развивающееся в результате смешения победителей с покоренными племенами»8. Без понимания этого положения невозможно воссоздать историю развития классов и государства в Центральной Азии и Сибири, нельзя раскрыть особенности социально-экономических отношений общества и его политической структуры. Письменные источники постоянно упоминают аристократические роды у различных племен и народностей, начиная с государства гуннов.

Даже в период становления и развития классового строя, когда община у народов Центральной Азии давно уже стала по своему экономическому базису не родовой, а сельской, все же было принято называть попавшие в зависимость, различные по этническому происхождению племена и группы по имени господствующей аристократической группы.

Так случилось с центральноазиатскими «киргизами», которые являются далекими предками современных киргизов Тянь-Шаня и не связаны в своем происхождении с енисейскими кыргызами. Последнее отчетливо прослеживается при сравнении их физического типа. По сведениям всех авторов, енисейские кыргызы были в основном голубоглазыми и рыжеволосыми европеоидами, в то время как тянь-шаньские киргизы — самые монголоидные из всех народов Средней Азии и Казахстана.

Центральноазиатские киргизы были подданными монгольской Юаньскон империи. Совместно с тюркоязычными восточнокипчакскими племенами, их ближайшими историческими родственниками, они составляли особую армию, которую возглавлял известный юаньский генерал, кипчак Тутуха (тюрк. Тутук), а после него — его прямые потомки.

Эти киргизы не были родственны кыргызам Енисея. Они, например, в 1293 г. в составе карательной армии Тутухи, действовавшей по приказу императора Хубилая, участвовали в безжалостном подавлении восстания саяно-алтайских племен (при этом была захвачена и истреблена знать енисейских кыргызов) . Их даже поселяли в качестве монгольских военных поселенцев на полуопустошенной оккупированной земле качинцев.

Происходили центральноазиатские киргизы из тех тюркоязычных племен, которые обитали в Центральной Азии еще в периоды тюркского (VI—VIII вв.) и затем уйгурского (VIII— IX вв.) каганатов. В 840—847 гг. эти земли были захвачены древними хакасами, во главе которых стояли каганы и беги из рода истинных кыргызов. После того как восточные монголоязычные племена вытеснили древних хакасов из Центральной Азии обратно на Енисей, бывшие подданные кыргызского кагана, центральноазиатские тюркоязычные племена в XII—XIII вв. восприняли имя киргизов, чтобы отличаться от монголов. Затем они попали на феодальную службу к монгольским владыкам 9.

Изучая историю своего народа, киргизские историки все больше приходят к справедливым выводам о том, что нет никаких фактических данных о переселении кыргызов Енисея на Тянь-Шань, что «сибирские киргизы не были этническим компонентом киргизской народности». Новые материалы, выявленные А. А. Арзыматовым, позволили ему заключить, что «современное население Хакасской автономной области, несомненно, является потомками древних киргизов, что подтверждают не только архивные источники, но и происхождение самого названия этого народа».

В Южной Сибири практика сохранения «старших», или «древних», аристократических родов прослеживается до современности. По указанию С. В. Бахрушина, у хакасов в XVII в. «собственно „киргизы" составляли лишь один „род“, который был правящим, и потому вся земля называлась „Киргизской землей11». Изучавший этот вопрос киргизский историк А. Абды-калыков также пришел к выводу: «Собственно енисейские киргизы не представляли собой многочисленного народа... Во главе киргизских улусов стоял господствующий род кыргыз, что и дало повод русским служилым людям называть киргизами все, даже некиргизские племена, входившие в состав киргизских улусов» 10.

Было бы несправедливо называть государство енисейских племен VI—XIII вв. именем династийного правящего рода, а не по самоназванию большинства составлявшего его трудового населения. Это самоназвание имеется в источниках. Создали государство и населяли его в то время древние хакасы, и потому историческая справедливость обязывает нас называть его государством древних хакасов.

    Источник: Текст -  История Хакасии с древнейших времен до 1917. Л.Р. Кызласов

Реклама*