О древнеазийцах. Древнейшее население Сибири.

Огородников В. И. Очерк истории Сибири до начала XIX стол. Ч. 1 / Вл. И. Огородников. - Иркутск : Типография Штаба военного округа, 1920. URL: http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000422464

Стр. 146.

По окончании ледникового периода Сибирь, как мы видели, была заселена неизвестными охотничьими племенами длинноголовой расы, переживавшими еще каменный век. Впоследствии с юга явились сюда короткоголовые и потеснили их к северу, отчасти же смешались с ними, образовав при этом разноплеменную среднеголовую расу. Пришельцы принесли с собою в Сибирь скотоводческо-земледельческую медную культуру, и в этом отношении они сильно отличались от своих северных соседей. Отделенные пространством и живя в менее благоприятных природных условиях,

 Стр. 147.

 длинноголовые охотники не могли вполне испытать на себе влияния высшей культуры. Земледелие в северной Сибири было почти невозможно, а обработка металлов требовала значительного опыта, какого еще не могло быть у полудиких охотников. Только  некоторые отрасли искусства (напр., гончарное дело) случайно проникли на север; но в общем древние народы и племена Сибири или, как правильнее назвать их, древнеазийцы (иначе—палеазиаты или гиперборейцы) влачили довольно жалкое существование: охота, рыбная ловля да собирание ягод и орехов доставляли им главные средства к пропитанию.

Единственным домашним животным у древнеазийцев долгое время была собака. И прошло вероятно не одно столетие, пока они не открыли, что северного оленя можно приручать, подобно нашему рогатому скоту, можно употреблять его мясо и молоко и пользоваться его вьючною силой. Приручение оленя создало целую эпоху в жизни древнеазийцев. Это животное во многих отношениях заступило место собаки и. увеличив способность человека к передвижению, расширило вместе с тем и пределы его обитания на севере.

Кто были эти древнеазийцы, мы не знаем. Известно только, что смешение их с короткоголовыми создало то племенное разнообразие, которое и в настоящее время замечается среди их позднейших потомков. К числу

 Стр. 148.

 последних исследователи не без основания относят енисейских остяков[1], вместе с родственными им аринами, коттами и ассанами (вымершими еще в XVIII и XIX в .в ), и живущих теперь на крайнем северо-востоке и востоке Сибири—юкагиров, чуванцев, камчадалов (или ительменов), коряков, чукчей[2], гиляков и айнов[3].

Изучение быта всех этих племен и иных сибирских народов позволило ученым восстановить в общих чертах ту культуру, в которой жили древнеазийцы. По мнению д-ра Г. Шурца, она сложилась из двоякого рода элементов: одни из них были присущи длинноголовым охотникам севера, еще употреблявшим каменные орудия, тогда как другие были принесены с юга более культурными пришельцами, принадлежавшими к короткоголовой расе.

Одним из наиболее заметных следов древнеазийской культуры в Сибири является поклонение медведю, связанное первоначально с воззрением, что духи умерших воплощаются в это животное. В дальнейшем развитии медведь представляется уже божеством, хозяином лесов, которому оказывают чрезвы-

 Стр. 149.

 чайные почести даже тогда, когда его побеждают или приносят в жертву. Такое поклонение медведю вполне сохранилось у айнов, гиляков и енисейских остяков и довольно сильно выступает в преданиях сибирских финно-угров (остяков и вогулов).

Вторую особенность верований древнеазийцев составляет почитание некоторых таинственных предметов, в первоначальный смысл которых почти невозможно проникнуть. Сюда в особенности относятся шесты, палки или деревья, обвешанные лоскутками, травами или ремешками. Так, камчадалы еще в начале XVIII в. поклонялись, под видом палочек, обвешанных травами, божеству Инаул, причем травы изображали курчавые волосы божества. Подобные же святыни изготовляют айны и их южные соседи, японцы. У минусинских татар и теперь еще в большом ходу палочки с разноцветными лоскутьями, а буряты почитают священными привески из ремешков и лоскутьев. Даже у мадьяр еще в исторические времена изготовлялись „деревья с лоскутками". Впрочем, в настоящее время следы этого древнего обычая, по мере удаления на запад, встречаются все реже и реже. Не менее любопытной чертой духовной культуры древнеазийцев является их вера в подземный мир, который представлялся им повидимому наподобие надземного. Суровый климат Сибири едва-ли поощрял человека искать загробной жизни в холодном север-

Стр. 150.

ном небе; скорее всего он направлял его взоры на землю, защищенную снежным покровом: здесь же находилась и его теплая землянка, в которой он укрывался от холода сибирской зимы. Однако, эту любопытную черту верований древнеазийцев проследить гораздо труднее, так как вера в подземный мир существовала и у южных народов, хотя мрачное подземное царство последних всегда противополагалось у них светлому жилищу небожителей.

Немного известно нам и об общественном строе древнеазийцев. Когда русские в XVII ст. встретились в северо-восточной Сибири с их отдаленными потомками, они не нашли у них ни родовых князьков или выборных старейшин, ни какой-либо общественной организации; дикари знали только кровное родство и семью, как его естественное следствие. Весьма вероятно поэтому, что некогда и все древнеазийцы не имели никаких родовых связей, кроме уз семейного родства. Такое общественное состояние древнеазийцев лишало их возможности оказывать сопротивление враждебным нападениям, особенно если врагами их были люди более жизнеспособные, притом стоявшие на высшей, сравнительно с ними, ступени культурного развития. Неудивительно поэтому, что древнеазийцы должны были уступить. другим народам большую часть своей прежней территории, а сами либо исчезли, либо отодвинулись на крайний северо-восток

Стр. 151.

Сибири, где немногочисленные и вырождающиеся потомки их и теперь еще влачат полудикое существование.

 



[1] Енисейские остяки, кроме названия, не имеют ничего общего с остяками финно-угорского происхождения, живущими по р. Оби.

[2] Здесь разумеются чукчи оленные и береговые, а не носовые, принадлежащие более к племени эскимосов, чем чукчей.

[3] Некогда многочисленные, древнеазийцы считаются теперь десятками тысяч: так, по переписи 1897 г. их было всего 32.093 чел. (мужчин и женщин).