Изображение сгенерировано с помощью приложения GIGACHAT

О динлинах и хакасах

Источник: Огородников В. И. Очерк истории Сибири до начала XIX стол. Ч. 1 / Вл. И. Огородников. - Иркутск : Типография Штаба военного округа, 1920. URL: http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000422464

Стр. 157

в) динлины и хакасы.

В то время как финно-угры и самоеды оттесняли древнеазийцев в северо-восточном направлении, в южной Сибири образовались владения динлинов, которых впоследствии сменили здесь хакасы.

 

Стр. 158

Под именем ди или динлины древним китайцам были известны различные белокурые и светлоглазые племена, которые веков за пятнадцать до Р. X. обитали в южной части Гобийской пустыни и в долине Желтой реки, (Хуан-хе). В течение нескольких столетий и с переменным успехом китайцы вели с динлинами борьбу за обладание их территорией. Быть может, под влиянием этой продолжительной борьбы, динлины в VII— VI в. в. до Р. X. распались на множество поколений, живших независимо одно от другого. Весьма возможно, что тогда же и началось их переселение на север. Позднее, в IV в. до Р. X., когда китайцы сильно потеснили динлинов из долины Желтой реки, одни из них направились на юг, другие же пошли на север в Саяно-алтайскую горную страну. Потеснив отсюда финно-угров и обитавших к северо-востоку от них самоедов, они отодвинули к северу поселения древнеазийцев и образовали в южной Сибири свои владения. Одно из них, западное, по сообщению китайских летописей, находилось между Уралом и Алтаем (по р. р. Иртышу и Ишиму) и повидимому включало некоторые из финно-угорских и самоедских племен, тогда как другое, восточное, было расположено между Обью и Байкалом и имело своим средоточием верхнее течение Енисея. Таким образом, в IV и III в. до Р. X. «юго-западная и южная (предбайкальская) Сибирь была занята владениями динлинов.

Стр. 159

Дальнейшая история этого народа развивалась в зависимости от тех перемен, какие происходили в средней Азии. Когда в III в. до Р. X. здесь образовалось могущественное государство хуннов, восточные динлины подчинились им. Но уже 1 1/2 века спустя, когда хуннская держава стала клониться к упадку, они, в союзе с западными динлинами и сянбийцами, начали успешную борьбу со своими поработителями и сбросили их иго. Однако продолжительная борьба несколько ослабила самих динлинов; поэтому когда в I в. по Р. X. в средней Азии на смену хуннам пришли сянбийцы, западные динлины не могли сопротивляться им и подчинились, но не надолго. Вскоре после этого динлины возрождаются и вновь становятся могущественным и воинственным народом, к которому соседи его относились с уважением. Приблизительно около этого времени восточные динлины на южных границах своего государства начинают смешиваться с неизвестным белокурым народом гянь-гунь и каким-то турецким племенем с Алтая. В начале VI в. динлины, под давлением новых среднеазиатских властителей— жужанов, уходят куда-то на запад и с этого времени китайские историки перестают упоминать о них, вероятно потому, что этот народ уже утратил всякое политическое влияние на своих соседей. Что же касается динлинов, оставшихся в южной Сибири по уходе на запад боль-

Стр. 160

шинства их единоплеменников, то они повидимому сливаются с потомками хакасов, кыркызами, или киргизами и навсегда исчезают, как самостоятельное племя. По сведениям китайских летописцев, динлины были рослого телосложения и имели прямые высокие носы, русые волосы и голубые глаза. Внутренними качествами этот народ заметно отличался от китайцев и иных соседей. По словам китайских летописцев, динлины имели сердца тигров и волков и удивляли всех своим презрением к смерти, решительностью и необычайною отвагой. Они были воинами от природы и вели борьбу ради самой борьбы. Дорожа личной свободой, они не выносили подчинения; поэтому бросали порабощенную родину и уходили туда, где был простор и не было угнетателей. Динлины распадались на множество мелких родов, под начальством независимых друг от друга предводителей, и собирались для отпора врагу только в редких случаях и нa самое короткое время. Вот почему, несмотря на все выдающиеся духовные качества динлинов. китайцы, а впоследствии хунны, сянбийцы и жужаны, сравнительно легко побеждали их, ибо имели дело не со сплоченным народом, а с отдельными разрозненными его поколениями. Второй отличительной особенностью динлинов. выделявшей их из ряда других народов, была их сравнительно высокая матери-

Стр. 161

альная культура, на развитие которой несомненное влияние оказывали китайцы. В то время как северные динлины занимались охотой, разводили скот и знали лишь начатки земледелия, некоторые из их южных поколений, дольше других своих собратий жившие среди китайцев, уже в глубокой древности были хорошо знакомы с земледелием и умели выделывать вино. Они добывали металлы (железо, золото и серебро), из которых изготовляли оружие и выделывали воинское снаряжение. С незапамятных времен динлины умели строить деревянные дома, покрывая их древесной корой, камышом, бамбуком и проч. Они обладали искусством тесать камень и высекать из него различные изображения. По свидетельству китайцев, динлины любили украшать себя разноцветною одеждою и разными драгоценными предметами из золота, серебра и самоцветных камней. К восточному владению сибирских динлинов некоторые исследователи (напр., Н. А. Аристов) относят сообщения позднейших китайских историков о „пегом" (повидимому светловолосом) народе по-ма, обитавшем в VII в. по Р. X. в южной и средней Сибири. Владения этого народа простирались до северного моря на 50 дней пути и в течение не менее месяца можно было пройти их с востока на запад. Наружностью по-ма походили на хакасов, но говорили другим языком. Они занимались охотой, рыболовством и зем-

Стр. 162

леделием, жили в бревенчатых срубах, крытых березовой корою, и употребляли глинянные и медные сосуды, а изредка и железо, которого у них было мало. По-ма имели 30 тыс. войска, часто враждовали со своими соседями и делились на общины, управлявшиеся независимыми друг от друга начальниками. То обстоятельство, что „пегий“ народ жил в тех же местах, где некогда обитали и динлины, и что наружностью он походил на хакасов, отличаясь от них только по языку, а образом жизни и занятиями— на динлинов, — все это заставило некоторых исследователей признать, что пегие по-ма были прямыми потомками динлинов.

Еще более поздними потомками сибирских динлинов некоторые исследователи считают аринов, ассанов, коттов и енисейских остяков[1]. Первые три народца вымерли еще в XVIII и отчасти XIX вв , последний же продолжает существовать и по настоящее время. И вот, изучая енисейских остяков, ученые не раз пытались решить вопрос о происхождении и племенной принадлежности как их самих, так и их предполагаемых предков, динлинов. Однако, за отсутствием определенных данных, они вынуждены были ограничиться рядом предположений, взаимно исключающих друг друга. Одни исследователи

Стр. 163

(Клапрот, Риттер, Грум-Гржимайло и др.) считали динлинов индо европейцами; другие (Кастрен) наоборот видели в них народ финно-угорского происхождения; третьи относили динлинов то к особому племени енисейцев (Радлов в 1880-х гг ), то к туркам Терьен-де-ля-Купери и Радлов в 1890 х г. г.); четвертые (о. Иакинф) считали их монголами; наконец, пятые (Георгиевский) склонны были признать их за тунгусов. Но несмотря на это разногласие по вопросу о происхождении динлинов, все ученые отмечают их относительную культурность среди других обитателей древнейшей Сибири.

Вторым культурным народом древней Сибири были хакасы. Около времени Р. Хр. динлины в южных пределах своего государства стали перемешиваться с поколениями какого-то иного, тоже белокурого народа, известного китайцам под названием гянь-гунь. Затем с юга сюда стали проникать поколения какой-то турецкой (быть может, уйгурской) народности, которые, постоянно смешиваясь с гянь-гунями и динлинами, образовали, наконец, новый народ, хакасов (Клапрот)

Хакасы занимали сравнительно небольшую область по верхнему течению Енисея и по Алтаю: в длину она имела до 100 миль и в ширину до . 50. На севере хакасы (до VI в.) соседили с динлинами, к югу их поселения доходили до гор Танну-ола, на западе и северо-западе от них жили повидимому финно-

Стр. 164

угры и самоеды, а на востоке они распространялись до Предбайкалья, в южной части которого в то время обитало, надо думать, якутское племя (саха).

По наружности хакасы походили на динлинов, но говорили на турецком языке. Все они были высокого роста, со светлыми волосами, румяными лицами и голубыми глазами. Черные волосы были у них дурным признаком, а люди с карими глазами считались потомками китайцев. Мальчиков у них рождалось меньше, нежели девочек. Народ этот, по отзывам китайцев, был очень горд и стоек; храбрые хакасы татуировали себе руки. Общая численность их простиралась до нескольких сот тысяч человек, причем способных носить оружие у них считалось до 80.000 человек.

Политическая история хакасов тесно связана с теми великими переменами, которые в течение ряда веков происходили в средней Азии. По разрушении здесь хуннского государства этот народ последовательно подчинялся сянбийцам, жужанам, туркам тугю и уйгурам. В первой половине IX в. хакасы начали борьбу с уйгурами за свое освобождение. Двадцать лет тянулась она и закончилась полной победой хакасов, которые заняли уйгурские города на Тянь-шанском предгорье и к середине IX в. овладели значительной частью обширного государства уйгуров. Однако хакасы господствовали в средней Азии

Стр. 165

в течение одного только полустолетия. Их государь, сделавшись могущественным властелином, переехал со своим двором на р. Орхон, где и основал столицу новой державы; но уже ок. 870 г. он снова вернулся на прежнее свое стойбище по верхнему Енисею. Это перенесение столицы на север повело к менее бдительному наблюдению победителей за покоренными народами и имело крайне важные последствия для будущего хакасской державы. Удаленные от центра государственной жизни хакасов, подвластные им народы постепенно опять добились независимости, а в самом начале X в. китаи (кидане) быстро овладели всем обширным средне азиатским государством и возвратили хакасов в их прежние границы по верхнему Енисею. После этого история умалчивает о хакасах до времени Чингиз хана, когда они около 1200 г. добровольно подчиняются монголо татарам и становятся известны уже под новым именем— кыркызов (ки ли-ки цзы или киргизы). Сведений о государственно общественном строе у хакасов сохранилось весьма немного. Государство их образовалось из союза нескольких поколений, и во главе его стоял государь, называвшийся ажо и носивший имя своего рода или дома. В IX в. ажо, гордый своими победами над уйгурами, принял титул кахана или хана. Постоянный стан ажо находился на Енисее и назывался Мидичжи; он был огражден палисадом и войлоч-

Стр. 166

ные палатки его превосходили величиною жилища хакасских начальников. Последние делились на шесть разрядов— министры (7), главноначальствующие (3), управители (10), делоправители (15), предводители и дагани, причем чины первых четырех разрядов носили китайские титулы. Хакасское общество, еще не вышедшее из родового строя отношений, в VII— IX вв. уже начало распадаться на богатых или знатных и на бедных или простой народ. Любопытно, что у хакасов были какие-то ясачные, обязанные платить им подать соболями и белками, которые водились в их стране в изобилии. Законы хакасов были суровы: виновные в замешательстве перед сражением, невыполнении должности посла и в неразумном совете государю подвергались у них отсечению головы. К такой же казни приговаривались и уличенные в воровстве, причем если вор имел отца, то голову казненного сына вешали ему на шею и он до смерти должен был носить ее на себе.

Условия исторической жизни хакасов поставили их в более или менее тесное соприкосновение с соседними и отдаленными народами— динлинами, уйгурами, турками-тугю, китайцами и арабами, которые оказывали на них разностороннее культурное влияние и до известной степени определяли их бытовую физиономию.

Хакасы вели оседлый образ жизни и занимались земледелием и скотоводством. Они

Стр. 167

были знакомы с городскою жизнью; по сведениям китайцев, хакасы имели несколько городов— Гян-чжеу, Иланчжеу и др. Подобно динлинам, хакасы строили себе бревенчатые жилища и покрывали их березовой корою; повидимому, они пользовались ими главным образом в зимнее время. Они возделывали рожь, просо, ячмень и пшеницу,— на второй месяц сеяли, на девятый жали, У хакасов были ручные мельницы. Из хлебных зерен они приготовляли хлеб и какой-то хмельной напиток. Главное же богатство их, как и соседних турок-тугю и уйгуров, состояло из рослых и сильных коней, верблюдов, коров и овец; богатые земледельцы водили их по нескольку тысяч голов. Страна хакасов была богата железом, золотом и оловом. Из железа они, подобно динлинам, ковали свое оружие, притом столь острое, что оно могло пронзить кожу носорога; железом же они платили дань туркам-тугю и уйгурам, когда силою обстоятельств вынуждены были подчиняться им. На войне хакасы употребляли лук, стрелы и знамена. Для предохранения себя от поранений, конница прикрывала руки и ноги деревянными щитками; такие же щитки накладывались и на плечи.

Около половины VII в. хакасы впервые завязали сношения с Китаем и с тех пор начали испытывать на себе его огромное культурное влияние. Чтобы привязать хакасов к себе и извлечь из них возможно большую поль-

Стр. 168

зу, китайские богдоханы льстили честолюбию хакасских государей, которых они, возводя в китайское княжеское достоинство „фу“, назначали в качестве командующих императорскими войсками и давали им почетные должности богдоханских наместников в китайских областях. Такими мерами китайское правительство постепенно вводило хакасов в круг своей политики и знакомило их с своею образованностью. В IX в. китайцы доставили хакасам классические произведения своей литературы и познакомили их со своим календарем. Однако китайская письменность не могла привиться у хакасов, так как они еще раньше, повидимому в VI в., заимствовали у своих южных соседей, уйгуров письменные знаки, вполне пригодные для выражения звуковых особенностей турецкого языка, на котором они говорили. Знаками этой хакасской письменности и были начертаны известные енисейские надписи. Больший успех у хакасов имел китайский календарь, но и он был принят ими в переработанном и сильно измененном виде. Десятилетний круг китайского летосчисления послужил для хакасов лишь образцом, на основе которого они создали свой собственный круг летосчисления, состоявший из 12 лет. Каждый год китайского круга имел свой условный знак— иероглиф; хакасы же заменили ти ничего незначущие иероглифы именами

Стр. 169

животных, преимущественно домашних[2]. Этот хакасский круг летосчисления из 12 животных в настоящее время вошел в употребление у многих восточно-азиатских народов. Третье (после письменности и летосчисления) великое культурное приобретение хакасов заключалась в религии. Первоначально они приносили жертвы духам рек и трав и пели хвалебные песнопения огню, воздуху и воде. Их жрецов китайцы называли ганъ; но для принесения жертв и возношения молитв у них не было установлено определенного времени. В таком религиозном состоянии хакасы пребывали до IX в., когда, с распространением их державы, к ним, вместе с арабско-персидскими купцами и товарами, проникла и новая религия, ислам, которая позднее была принята значительной частью населения хакасского государства.

Те же культурные влияния сказывались и в бытовых особенностях хакасов.

Сообразно своим занятиям, они питались хлебом, мясом и молоком, и только государь их употреблял в пищу мед и вареный рис, видимо привозимый из Китая. В одежде хакасов отразилась динлинская любовь к разнообразию в цветах и к украшениям. Ажо-кахан зимою носил соболью шапку, а летом шляпу с золотым ободком, заостренным верхом и загнутыми полями; прочие носили бе

Стр. 170

лые войлочные шляпы. Члены собственного рода ажо-кахана одевались в красное платье. Богатые хакасы носили зимой собольи и рысьи шубы, простой же народ одевался в овчины и летом ходил с непокрытой головой, а зимой надевал меховые шапки. Все мужчины носили в ушах серьги. Женщины хакасские делали себе платья из сукна, саржи, парчи и шелковых тканей, привозимых на Енисей арабскими и персидскими купцами. Музыкальные инструменты хакасов состояли из флейты, бубна и еще каких-то двух неизвестных китайцам приборов; они охотно смотрели на травлю зверей и канатную пляску. Их свадебные подарки состояли из лошадей и овец, которых богатые дарили сотнями. После свадьбы хакасские женщины татуировали себе шею. При погребениях хакасы обертывали в три ряда (ткани? бересты?) труп покойника и потом сжигали его, а кости до зарытия их в землю хранили у себя целый год. Время от времени они приходили на могилы оплакивать своих покойников.

 

 

Динлины и хакасы оставили по себе следы в тех древностях железного века, которые в 1860-х г.г. были найдены В. В. Радловым в юго-западной Сибири. Эти остатки заключаются в могильных курганах, разбросанных по южному Алтаю и Тарбагатаю, по Киргизской степи и верхнему течению Енисея.

Стр. 171

Исследованные Радловым могилы относятся к древнему и новому железному веку в Сибири; они резко отличаются по наружности от могил медного века и представляют большие и малые курганы, составленные из маленьких камней. В середине каждого кургана находится продолговатая могильная яма, вырытая в направлении с запади на восток. В курганах древне-железного века в верхних слоях земли, наполняющей яму, находятся обычно кости лошадей и овец, а ниже их расположен скелет человека, лежащий на спине, с руками, прилегающими к телу, и с головой, обращенной на запад или на восток. Судя по сохранившимся кое где остаткам одежды, покойника сначала обкладывали слоем бересты и только потом надевали на него платье. Как около скелетов животных, так и рядом с костяком человека находятся предметы из золота, серебра, меди и железа. В некоторых могилах немного выше человека лежит еще узелок с платьем, а в одной (в слое льда) В. В. Радлову удалось найти плащ прекрасной работы на собольем меху.

Что касается могил ново-железного века, разбросанных по верхнему течению Енисея, то все они составляют обширные кладбища, по 60— 80 курганов в каждом. Могилы курганы расположены большею частью парами, причем один из парных курганов имеет круглую, а другой— продолговатую форму. Каждая пара бугров обычно составляет одну могилу.

Стр. 172

В продолговатом на небольшой глубине находится скелет человека, лежащий на спине; голова его обращена к западу и наклонена в сторону, руки прилегают к телу, причем большие пальцы протянуты вверх. Ни на скелете, ни возле него незаметно никаких следов одежды или других предметов. В круглом кургане, относящемся к той же могиле, ни разу не найдено костей человека; зато в нем находится оружие и разные другие предметы, которые клались в могилу вместе с умершим. Здесь же встречается глинянный сосуд, вышиною около 1/4 арш., с узкой шейкою, обычно покрытый плоским камнем: в него видимо наливался напиток, предназначенный для покойника. Затем в могилах ново-железного века обычно следует слой частью сожженных, частью целых костей животных, главным образом овец, редко лошадей и крупного рогатого скота. Среди этих костей нередко находятся железное оружие и орудия, лежащие без всякого порядка; попадаются также золотые и серебряные предметы и гончарные изделия.

Могильные древности дают довольно ясное представление о культуре людей, оставивших курганы. Уже с давних времен они знали употребление меди и железа, а из благородных металлов — золота и серебра, причем все эти металлы добывались и обрабатывались ими на месте. Железо с самого же начала получило для этих людей большое зна-

Стр. 173

чение и совершенно вытеснило медь при изготовлении оружия и орудий, требующих значительной твердости. Любопытно, что железные изделия в древнейшую пору имели форму прежних медных предметов. Железные вещи из древних курганов сильно пострадали от долгого лежания в земле, зато предметы ново-железного века хорошо сохранились. Большинство их сделано чрезвычайно изящно, причем ножи выковывались из стали превосходной закалки.

Древнейшие курганы заключают в себе самые разнообразные железные изделия, имевшие различное назначение. Одни из них представляют принадлежности верховой езды (удила, стремена, седельные украшения) или домашнего обихода (огнива и чугунные котлы), другие служили орудиями для домашних и земледельческих работ (заступы, кирки, долота, небольшие лопаты, буравы, топоры, серпы и сохи), третьи употреблялись в качестве оружия (ножи, кинжалы, наконечники стрел и копий, мечи и панцыри), наконец четвертые представляют собою украшения (пряжки и пластинки для пояса).

В то время как из дешевого и твердого железа выделывались орудия и оружие, медь употреблялась только для изготовления украшений (серьги, кольца, бисер, браслеты, ожерелья, ручные зеркала, поясные украшения, бубенчики). Эти вещи обычно делались из красной меди, притом очень чисто и изящно.

Стр. 174

Кроме меди, для изготовления украшений употреблялся еще какой-то беловатый твердый металл. В могилах железного века встречаются также изделия из золота и серебра. В древнейшее время золото употреблялось весьма своеобразно: из него делались тоненькие пластинки, которыми обкладывались ручки ножей и кинжалов, деревянные пуговицы и конская сбруя. Позднее из золота стали выделывать и массивные вещи, на что указывают изделия, находимые в курганах новожелезного века (напр., сережки). Серебро, неизвестное народом медного века в Сибири, встречается в могилах железного века. Из него изготовлялись украшения и домашняя утварь (пряжки, кольца и сосуды с ручками в виде кувшинвв).

Кроме металлических предметов, в могилах древне-железного века встречается также немало вещей, сделанных из кости и дерева: таковы наконечники стрел, пряжки, пластинки и статуетки. Особенного внимания из них заслуживают пластинки, на которых вырезаны фигуры животных, резко отличающиеся от подобных же изображений медного века. В то время как последние выделялись естественностью и живостью рисунка, изображения животных на пластинках железного века представлены в весьма уродливом виде: так, животные, похожие на оленя или лошадь, изображались с головой, снабженной рогами и птичьим клювом.

Стр. 175

Во всех курганах железного века встречаются глинянные сосуды, которые по своей форме и выделке сильно отличаются от гончарных изделий медного века. Сосуды, находимые в древних могилах южного Алтая, сделаны из хорошо очищенной и обожженной глины и имеют ровные тонкие стенки, покрытые довольно сложным орнаментом. Еще лучшей выделкой отличаются глинянные сосуды ново-железного века. Они сделаны очень чисто из мелкой темносерой глины, имеют большею частью стройные формы и обожжены до того хорошо, что при ударе издают чистый металлический звук.

Но наиболее полное представление о культуре железного века в Сибири дает одежда, найденная В. В. Радловым в могильных курганах и сохранившаяся потому, что находилась или во льду, или в мерзлой, никогда не оттаивавшей земле.

Наилучше сохранившаяся одежда представляет собою роскошный меховой плащ с очень узкими рукавами. Подбитый собольим мехом, который местами отлично сохранился, этот плащ в верхней своей части составлен из горностаевых мехов, сшитых со вкусом из прямых и кругообразных полосок зеленого и красного цвета. К зеленым полоскам пришиты деревянные пуговицы, обложенные золотом, а полоски, находящиеся между ними, окаймлены тоненькими ремешками, к которым пришиты четырехугольные золотые ли-

Стр. 176

сточки. Вокруг воротника и передней полы нашита широкая полоса (4— 5 вершков), состоящая из нескольких (14) рядов деревянных пуговиц, обложенных золотом. Такие же полосы, только с меньшим количеством пуговиц, нашиты на плечи, на нижний край платья и концы рукавов.

Другая, найденная Радловым, одежда отличается несколько странным покроем и напоминает современный фрак. Спереди— это куртка без ворота, доходящая до пояса; сзади, около бедер, она переходит в полосу (ок. 7 верш ширины), доходящую до пяток. Одежда эта подбита собольим мехом, а верх сделан из темной шелковой ткани. Края и швы одежды обшиты кожаной полоской, к которой прикреплены золотые пластинки. Такая же полоска нашита на спине и на груди около плеч.

Сохранился также нагрудник, имеющий форму трапеции, окаймленной кожаной полоскою, с нашитыми на ней золотыми пластинками. Подкладка его сделана из собольего меха, а верх из шелковой ткани. Нагрудник привязывался к шее и поясу тесемками.

Как плащ, так и одежда-фрак с нагрудником найдены В. В. Радловым в одной могиле и являются, по его мнению, принадлежностью мужской одежды. В другой могиле он нашел полуистлевшие остатки овчинной шубы, среди которых находилось несколько хорошо сохранившихся кусков от штанов, сде-

Стр. 177

ланных из шерстяной (верблюжьей) ткани. Судя по нижнему краю штанины, разрезанному и мелко стеганому, штаны засовывались в сапоги. В. В. Радлову удалось найти в одной могиле и войлочный сапог, со стеганой, не очень толстой, войлочной подошвою; верхний край голенища на 1 ½ - 2 четверти загнут наружу.

Остатков женской одежды, к сожалению, не сохранилось. Только в двух женских могилах около шеи скелетов были найдены следы узких воротников из довольно тонкой ткани, с нашитыми на них небольшими медными пластинками.

Таково богатое содержимое могильных курганов железного века.

Каким же народам принадлежали эти курганы? Местное инородческое население называет могилы железного века киргизскими, тогда как В. В. Радлов древнейшие из них считает хакасскими, а новые, согласно местным преданиям, приписывает киргизам. Однако оба эти мнения находятся в известном противоречии с обычаями людей железного века, хоронивших своих покойников, как мы видели, то в одиночных, то в двойных курганах. В самом деле, если эти люди были киргизами, то трудно понять, почему у них существовали различные способы погребения; если же древнейшие курганы принадлежали хакасам, а новые - их прямым потомкам, киргизам, то все-таки остается неясным, каким

Стр. 178

образом у предков применялся один способ погребения, а у потомков их - другой. Приходится допустить, что курганы железного века в Сибири принадлежали двум родственным в культурном отношении народам, динлинам и хакасам, причем первые оставили нам древнейшие могилы, тогда как от вторых сохранились курганы более новые. Правда, до нас не дошло известий о погребальных обычаях сибирских динлинов, но все черты их материального быта находятся в соответствии с культурными особенностями людей древне-железного века.

Сравнение динлинской и хакасской культур с бытом курганного населения железного века вполне подтверждает наше предположение. Мы видели, что оба народа, наряду с медью и благородными металлами, знали также употребление железа, а хакасы, кроме того, умели даже хорошо обрабатывать его; на той же ступени культурного развития находилось и курганное население железного века. Динлины и хакасы, одновременно с охотой, _ занимались скотоводством и земледелием; эти же занятия лежали в основе хозяйственного быта и носителей железной культуры в Сибири. Оба народа любили украшать себя богатыми одеждами, на приготовление которых хакасы употребляли шелковые и шерстяные ткани, привозимые к ним иноземными купцами. Курганные раскопки В. В. Радлова, доставившие нам удивительную по

Стр. 179

красоте и своеобразию одежду, вполне подтверждают эту любопытную черту динлинскохакасского быта. Только одна особенность погребальных обычаев курганного населения не соответствует способу погребения умерших, существовавшему у хакасов. По сведениям китайских писателей, хакасы сжигали покойников и сожженные кости их через год зарывали в землю; между тем, по свидетельству В. В. Радлова, в Сибири совсем не встречается могил, наполненных сожженными человеческими костями. Поэтому Радлов допускает ошибку в сообщении китайских писателей о погребальных обычаях хакасов и весьма правдоподобно исправляет ее. По его мнению сначала покойника хоронили без его вещей, причем повидимому сжигали в честь его жертвенных животных, на что указывают сожженные кости овец, нередко находимые в новейших курганах. Затем, по прошествии года, родственники устраивали пир и жертвоприношение и, зарыв в землю вещи умершего, совершенно забрасывали могилу, над которой при позднейших поминках возводился курган. Принятие этой поправки В. В. Радлова устраняет последние сомнения в тожестве динлинов и хакасов с курганными людьми сибирского железного века.



[1] 1 Мы видели выше (стр. 147 —148, что енисейских остяков, аринов, коттов и ассанов повидимому гораздо больше основания считать потомками древнеазийцев вообще, а не динлинов (мнение Л. Шренка и др ).

[2] Вот эти животные—бык, заяц, лошадь, теленок, курица, собака, свинья, кошка, змея, тигр, обезьяна и дракон