Изображение сгенерировано с помощью приложения GIGACHAT

Финно-угры и самоеды. Древнейшее население Сибири.

Огородников В. И. Очерк истории Сибири до начала XIX стол. Ч. 1 / Вл. И. Огородников. - Иркутск : Типография Штаба военного округа, 1920. URL: http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000422464

Стр. 151

б) финно-угры и самоеды.

Древнеазийцы отодвинулись к северо-востоку и востоку под давлением народов разного происхождения: то были финно-угры, самоеды, динлины и тунгусы, а еще позднее монголы и турки. Вытеснение древнеазийцев началось повидимому в весьма отдаленные времена и в течение столетий происходило то медленным, то ускоренным образом.

Один из ранних нажимов на них на юго-западе делают финно-угры и самоеды.

Вопрос о месте первоначального поселения финно-угров был поднят учеными еще в XVIII ст.; с тех пор он не переставал интересовать западно-европейских и русских исследователей, хотя до последнего времени еще не решен ими окончательно. По мнению одних ученых (Татищев, Болтин, Рычков, Миллер, Фишер и Шлецер), родина финно угров находится к  западу от Урала: по мнению других, прямо противоположному (ак. Лерберг, Клапрот, Карамзин, Кастрен, Соловьев, Н. А. Абрамов, Беляев, Оксенов), место первоначального поселения финно-угров лежит в Западной Сибири; наконец, третьи (Георги, ак. Гофман, Бушей, Европеус, Барсов, Замысловский, И. Н. Смирнов и др.) полагают, что некогда финно-угры занимали оба склона

Стр. 152

Уральских гор, хотя и неодновременно: сначала они обитали в Вост. Европе, а потом постепенно передвинулись в Сибирь. Однако, несмотря на кажущееся противоречие в этих мнениях, между ними, как думается нам, нет существенного расхождения. В самом деле, все названные исследователи изучают древнейшую историю финно-угров, только ученые первых двух групп останавливают свое внимание преимущественно на двух начальных периодах этой истории — азиатском и европейском, тогда как исследователи третьей группы почти исключительно занимаются позднейшей эпохой, т. е. временем обратного перехода некоторых финно-угорских племен из Европы снова в Азию. Такая именно последовательность событий в финно-угорской истории подтверждается отчасти тем, что сибирские самоеды, как увидим ниже, называют финно-угров своими южными (собств. Юго-западными) соседями с древнейших времен. Под натиском их самоеды, жившие прежде по среднему течению Оби и Иртыша, вынуждены были постепенно отойти вниз по Оби на север Сибири, хотя восточная ветвь их и осталась на своем прежнем месте (Нарымский край). Таким образом, финно-угры жили видимо по левому берегу Иртыша, в нынешних Киргизской и Ишимской степях. Отсюда многие из них (быть может, во время великого переселения народов, как думает Клапрот) ушли за Уральские горы и заняли

Стр. 153

своими поселениями большую часть восточно-европейской равнины. Однако славяно-русская колонизация последней в X —XV в. в. постепенно отодвинула европейских финно-угров к северу и северо-востоку и заставила некоторые из их племен (напр., югру) передвинуться через Урал. Здесь, в Зап. Сибири, они вновь должны были встретиться со своими азиатскими соплеменниками, которые (как, напр., арьяхэ-остяки) к этому времени уже были потеснены к северу турецко-татарскими племенами.

К востоку и северо-востоку от азиатских финно-угров некогда обитали родственные им самоедские племена. Последние, как известно, живут теперь в северной части Западной и отчасти в Восточной Сибири[1] и считают себя коренными обитателями севера; но этому противоречат и их собственные предания, и некоторые исторические данные.

Вопрос о северном местоположении самоедов был поднят тоже в XVIII в. известными учеными—Ф. И. Страленбергом и ак. И. Э. Фишером. Первый из них высказывался за северное происхождение самоедских племен, тогда как второй считал более естественным предполагать, что они появились сначала в южной Сибири, а затем уже другими народами были оттеснены на берега Ледовитого моря, которые „иначе для ужасной стужи и совершенного неплодородия может быть вечно

Стр. 154

остались бы в запустении" (Сибир. ист., 74). Мнение Фишера о южном происхождении самоедов было вполне принято и развито А. Кастреном (Ethnologische Vorlesungen) и ак. В. В. Радловым (Atis Sibirien), и с тех пор стало общепринятым в науке. Оно основывалось на том соображении, что в северном Алтае и Присаянье и до сих пор еще живут некоторые, теперь уже отуреченные самоедские племена, напр., туба, карагасы, сагайцы, камасинцы и др.; эти племена, по мнению Кастрена и Радлова, являются остатками древних самоедов, некогда населявших южную Сибирь. Расселение самоедских племен на север произошло по этой теории, уже в сравнительно позднее время и под давлением турецко-монгольских племен с юга, но дальнейшее движение их в низовья Оби обусловливалось повидимому отступлением пред финно-уграми, которые отрезали самоедов от их южных сородичей и заставили расселиться в прибрежной полосе Ледовитого моря.

Самоедская теория Фишера и Кастрена привлекает к себе, своей необычайной простотой и естественностью. В самом деле, трудно допустить, чтобы берега Студеного моря были прародиной самоедов; тогда как северный склон алтайских и саянских гор, с их плодородными предгорьями и удобными степями, вполне могли быть местом первоначального поселения самоедских племен. А между тем эта теория все-же не имеет за

Стр. 155

собою неоспоримых данных, делающих ее, безусловно, приемлемой. Мы видели, что она основывается главным образом на наличии в северном Алтае и Присаянье ряда отуреченных, якобы самоедских племен (тубы, карагасов, сагайцев, камасинцев и др.). Но самоедское происхождение их является скорее ученым домыслом Кастрена, и его последователей, чем результатом тщательного изучения этих народов в племенном и языковом отношениях. Вот почему, когда отдельные современные исследователи (напр., Н. Н. Козьмин) взялись за научное обследование приалтайских и присаянских инородцев т. ч. самоедского происхождения, то оказалось, что одни из этих племен (напр, туба, моторское и койбальское поколения сагайцев) вовсе не могут быть причислены к самоедам, самоедское происхождение других (напр., карагасов) находится под сомнением, и только некоторые, сравнительно мало изученные, народцы (камасинцы и др.) попрежнему продолжают считаться самоедами. При таких обстоятельствах мнение Кастрена и его последователей о южном происхождении самоедских племен остается домыслом, который и сам еще нуждается в доказательстве.

Судя по самоедским преданиям и отчасти русским летописям, самоеды и финно-угры издревле были раздельны на роды, из которых иногда образовывались союзы для самозащиты во время междоусобных распрей и

Стр. 156

при нападении врагов. В течение нескольких веков (до и после Р. X.) самоеды жили видимо по среднему течению Иртыша и Оби, откуда их потеснили к северу финно-угры и динлины. Продвигаясь вниз по Оби, самоеды должны были встретиться на своем пути с посеселениями древнеазийцев, которые они и отодвинули на восток. Однако и после этого, нападения финно-угров на самоедов продолжались. В последовавшей борьбе немало крови было пролито с обеих сторон; много рыбных и звериных промышленных мест было пограблено у самоедов, много жен и детей их захвачено финно-уграми. В такой крайности самоеды прекратили внутренние междоусобия, чтобы сплотиться против общего врага; они стали собирать свои роды в одно ополчение и, избрав себе общеплеменного князя, соединенными силами начали борьбу с финнами. С тех пор война стала удачнее для самоедов, хотя и не надолго. Финно-угорские племена были отогнаны ими вверх по Иртышу, но вскоре же на самоедов с юга начали нажимать какие то народы, быть может хакасы - кыркызы, а из-за Урала— финно-угорские же народцы, югра, вогулы и печора. Этот нажим с двух сторон вновь разрушил племенное единство самоедов, которые были вынуждены отойти на север, к р. р. Сосьве и Казыму (притокам Оби), и подчиниться финно-уграм.

В XII— XIV в. в., в связи с событиями в средней Азии, в Западной Сибири происхо-

Стр. 157

дит ряд крупных передвижений племен и народов. Турецко-татарские племена, вытесненные в Сибирь из средней Азии, сами потеснили к северу живших здесь финно-угров, в том числе и племя остяков (арьяхо), и отодвинули их на востоке до р. р. Оби и Томи. Однако татарский нажим был настолько стремителен, что остяки должны были отойти еще далее на север и поселиться при устье р. Иртыша; когда же враги настигли их и здесь, те покорились и стали платить им дань соболями и оленьими шкурами: видимо, в это время у них уже было развито оленеводство. Одновременно с остяками, татарам подчинились и самоеды. Покоренные остяки рассеялись по всем речкам, впадающим в Обь, вплоть до самой Обской губы, вследствие чего самоеды отодвинулись еще далее на север и распространили свои кочевья по берегам Студеного моря, от Печоры до Енисейской губы. Из других племен Зап. Сибири самоедские предания и русские летописи упоминают о югре и вогулах, которые, разделенные на роды, жили по обоим склонам Уральских гор и довольно рано подчинились остякам.



[1] Самоеды живут также и в северо-восточной Европе.