Енисейские кыргызы - Огородников В. И. Очерк истории Сибири до начала XIX стол. Ч. 1 / Вл. И. Огородников. - Иркутск : Типография Штаба военного округа, 1920.
- Просмотров: 104
Енисейские кыргызы - Огородников В. И. Очерк истории Сибири до начала XIX стол. Ч. 1 / Вл. И. Огородников. - Иркутск : Типография Штаба военного округа, 1920. URL: http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000422464
Стр. 234
2 . Южная Сибирь
Великое движение народов, вызванное образованием Чингизхановой державы, произведя крупнейшие перемены в средней Азии, отразилось также и на положении сибирского населения. Из прежних племен и народов южной Сибири в XIII— XIV в. в. остались на своих местах только енисейские кыргызы (или кыркызы) да жившие рядом с ними народцы неизвестного происхождения. Остальные же пространства южной Сибири (юго-западные степи и Прибайкалье) были заняты в это время разными турецкими или же отуреченными племенами и бурятами.
а) енисейские кыргызы
Область, расположенная по верхнему течению Енисея, издавна была населена хакасами и подвластными им народцами неизвестного происхождения. Когда образовалась великая монгольская держава, хакасы добровольно подчинились ей (ок. 1200 г.) и стали после этого более известны под новым именем — кыргызов. Мы видели выше, какой переворот во взаимных отношениях племен и народов произвели в средней Азии походы Чингизхана. Монголы, как соплеменники завоевателя
Стр. 235
и его преемников, естественно получили преобладание над другими народами, особенно в пределах нынешней Монголии. Турецкие племена, обитавшие здесь (кераиты, найманы, джалаиры и др.) должны были уступить монголам свои лучшие земли и выселиться на север и северо-запад. Некоторые из них, отступая вниз по течению р. Кема (Енисея), явились в страну хакасов-кыргызов и осели здесь по северным склонам Саян и в степных местностях нынешнего Минусинского края.
Итак, население хакасской области уже в XIII- XIV вв. было довольно разнообразно по своему составу. Таким же оно оставалось и впоследствии, при завоевании края русскими. Когда в XVII ст. сюда явились томские казаки, они нашли здесь довольно многочисленные народности, из которых большинство находилось в хозяйственной и политической зависимости от енисейских кыргызов.[1] Это племенное разнообразие в значительной степени наблюдается в области и по настоящее время. Дело в том, что минусинские инородцы, помимо административно общественных и союзно-родовых делений и имен, сохранили еще деления по племенному происхождению на так называемые кости или
Стр. 236
сёоки (татар sök). Прежние исследователи (В. В. Радлов, Н. А. Аристов, М. Н. Богданов и др.) обычно полагали, что кость — это кровный союз или группа семейств, ведущих свое происхождение от единого предка. Этот кровный союз, путем внедрения в него посторонних, со временем мог превратиться в союз, объединенный хозяйственными интересами и представлениями об общеродовой связи. Однако, более правильным нам представляется мнение Н. Н. Козьмина, который считает кость остатком племени или народности, утратившей самостоятельность и сведенной до значения рода. История турок представляет многочисленные примеры того, как небольшое племя усиливалось, поглощало или подчиняло себе другие и превращалось в сильный народ, и наоборот, народ после перенесенного разгрома низводился до положения небольшого племени и входил в состав более сильной народности в качестве рода. Рассматривая с этой точки зрения современные кости у минусинских инородцев, г. Козьмин устанавливает тожество некоторых из них с теми народами, которые жили в средней Азии и южной Сибири в XIII—XVII вв. Так, кости найман и кераит у нынешних кыргызов во времена Чингизхана были могущественными народами: напротив кость соккы (саха-якуты) превратилась на севере в большой и сильный народ; кости мадыр и байгода у койбалов являются остатками ста-
Стр. 237
ринных народцев маторов и байкотовцев, кости сагай и иргит у аскысских инородцев — сагаев и иргитов XVII в., кость ызыр у абаканских инородцев — прежних езерцев и т.д. С другой стороны, некоторые вымирающие племена южной Сибири некогда были частями одного большого народа: так черневые татары, часть аскысских племен (чистар) и сойотов, карагасы и нек. др. признаются г. Козьминым за остатки народа туба, который входил в государство хакасов и одно время занимал в нем довольно видное место.
Все названные племена и народности, некогда населявшие хакасскую область, были разного происхождения. Господствующим народом среди них были енисейские кыргызы, потомки хакасов. Родственной им исследователи считают тубу. Чисто турецкими племенами повидимому были качинцы и сагайцы; происхождение остальных племен и народностей неизвестно.
Экономические отношения в кыргызской области отличались преобладанием экстенсивных форм хозяйства. Мы видели, что предки кыргызов, хакасы, вели оседлый образ жизни и занимались земледелием и скотоводством: подвластные им народцы, жившие в горной тайге (черни), добывали себе средства к существованию звероловством: все население в целом принимало участие в торговом обмене страны с ближними и отдаленными народами. События, сопровождавшие образование
Стр. 238
державы Чингиз хана, сильно подорвали установившийся строй хозяйственных отношений в стране. Земледелие постепенно падает и уступает место скотоводству, которое занимало прежде почти одинаковое положение с хлебопашеством. Население понемногу беднеет Происходит усиленная погоня за дорогими мехами и за поставщиками их, черневыми народцами. Неудивительно, что из кыргызской земли начинается отлив населения которое не находя для себя достаточно выгодных занятий, в поисках лучшей доли удалялось на север и северо-восток.
Государственно общественные отношения в кыргызской земле XVI— XVII вв.[2]1 отличались значительной сложностью. Господствующее положение в области занимали енисейские кыргызы, но они не представляли чего либо целого, а делились на самостоятельные улусы - княжества, во главе с независимыми друг от друга князьями. В описываемое время таких княжеств было четыре.
На правой стороне верхнего Енисея, по течению р. Упсы или Тубы, расположено было Тубинское княжество, в котором обитали— родственная кыргызам народность туба, и подчиненные ей племена - кыштымы турецкого и неизвестного происхождения (койбалы, маторы, байкотовцы, кайдынцы и др ).
Стр. 239
По левому берегу Енисея[3], против Тубинского улуса, лежало княжество Исарское или Езерское. Племена, входившие в его состав (кыргызы и подвластные им кыштымы — тин, буга, кайдынцы и др.), нередко назывались „исары" (по кыргызски — средняя часть), так как занимали середину кыргызского края. Судя по некоторым данным, исарцы прежде входили в состав Тубинского княжества.
К западу от исарцев находилось Алтырское княжество, имевшее своим средоточием течение р. Уйбата (левого притока р. Абакана). Господствующее положение в княжестве занимало провидимому кыргызское племя бюрют, которому подчинялись турецкие и отуреченные народцы-кыштымы (сагаи, белтиры, саяны и др.). Алтырское княжество считалось самым значительным из кыргызских улусов и князья его пользовались большим влиянием в области.
К северу от трех названных улусов расположено было княжество Алтысарское, занимавшее северную часть нынешнего Минусинского и южную Ачинского уездов. Средоточием его были Божье озеро и оба Июса. Преобладающее значение в княжестве имели повидимому кыргызы, сахалар, качинцы и аргынцы, которым подчинялись некоторые охотничьи племена кыштымы (ара, камлар, басагар, бугтин, ястых, ач и др.). В Алтысарском
Стр. 240
улусе господствовал дом князя Номчи, внук которого, Иренак, был самым замечательным из всех кыргызских князей.
Основой деления кыргызской земли на княжества - улусы были как племенные различия, так и хозяйственные интересы местного населения. Мы видели, что кыргызы господствовали лишь в Исарском и Алтырском княжествах; тубинцы составляли преобладающую часть Тубинского улуса, а в Алтысарском княжестве происходило мирное сожительство четырех главных племен данной округи. Кроме того, кыргызские улусы представляли собою хозяйственные средоточия для местного населения: так, во владении тубинских князей находились богатейшие соболиные ухожаи, а через Алтырское княжество проходил торговый путь из северных стран на Алтай и в Монголию.
Главную массу населения кыргызских улусов составляли свободные люди ("улусные люди" или "киргизские мужики" русских источников), принадлежавшие к различным племенам и занимавшиеся земледелием, скотоводством и охотою. Провидимому не менее многочисленным был другой общественный класс — кыштымы, т.е. зависимые народцы данники, занимавшиеся преимущественно охотою и звероловством. Положение кыштымов было далеко неодинаково: в то время как одни из них составляли небольшие владения, во главе со своими князьками и платили кыргызам и тубе дань мехами, другие были
Стр. 241
лично зависимыми, кабальными людьми кыргызских князей и знати. Кроме того, в кыргызской земле проживало немало иноземцев купцов, торговавших дорогими мехами.
Высшее положение в кыргызском обществе описываемого времени занимали князья и окружавшая их знать („лучшие" или „знатные улусные люди" русских источников). Князья всех четырех улусов повидимому были в близком родстве между собою. Весьма возможно, что это был один владетельный род кыргызских князей, отдельные представители которого управляли енисейскими княжествами (Н. Н. Козьмин). Кыргызские князья считались родовитыми владетелями, и соседние государи иногда подчеркивали свое родство с ними.
Власть князя опиралась на его высокое происхождение и хозяйственное положение в обществе. Он был богатый хозяин скотовод, обладавший большим капиталом - стадами. Кыштымы также доставляли ему значительные средства: одни из них, как подданные, платили ему дань, другие являлись лично зависимыми людьми, которые были связаны с ним долговыми обязательствами. Словом, кыргызский князь XVI—XVII вв. был государем - вотчинником в своем улусе. Каковы были взаимные отношения кыргызских князей, в точности неизвестно. Но в переговорах с русскими обычно принимали участие одни и те же князья; они же находились и во главе воен-
Стр. 242
ных сил у енисейских кыргызов. Во второй половине XVII в. князь Иренак алтысарский являлся предводителем кыргызских князей, но в чём выражались его преимущества пред ними, известий до нас не сохранилось.
Торговые сношения с соседями и условия скотоводческого хозяйства повели к возникновению у кыргызов должностных лиц с судебными и полицейскими обязанностями. В каждом княжестве был видимо главный судья, ожо[4]. Затем русские служилые люди XVII в. упоминают об яргучи, т.е. членах административного и судебного учреждения при князе, возникшего вероятно под влиянием монгольских и калмыцких порядков. Кроме того, в кыргызских княжествах были ясаулы, заведовавшие продовольствием и перевозочными средствами иноземных послов и сборщики дани с кыштымов (алманные сборщики).
Таким образом, кыргызское государство дожило до XVII ст. лишь в виде обломков, хотя и удержало во внутреннем строе своем некоторые черты прежней культуры хакасов. Раздробленность и слабость кыргызов сделали из них предмет вожделений со стороны русских, монголов и джунгаров. Весь XVII
Стр. 243
век и начало XVIII-гo на верхнем Енисее идет упорная борьба за обладание краем. В кыргызские княжества неоднократно вторгаются с войсками халхаские ханы, джунгарские хун-тайджи и русские воеводы и производят здесь сильные опустошения. Кыргызы делаются подданными то одного, то другого из своих южных соседей, пока наконец исключительные обстоятельства не вынуждают их обратиться к русским за помощью и покровительством.
Что же представляли собою в это время южные соседи кыргызов— монголы и джунгары?
Великая монгольская держава, как известно, уже во второй половине XIII в. стала клониться к упадку и постепенно распадаться на отдельные национальные государства. Но по мере того, как слабела власть преемников Чингиз-хана, к северу от Гобийской пустыни усиливались монгольские княжества, расположенные в Халхе (сев. Монголия) и по южным склонам Алтая и Саянских гор. Хакасы - кыргызы и другие турецкие и отуреченные племена южной Сибири, подчинявшиеся прежде великим ханам монгольским, теперь неизбежно должны были попасть в зависимость от ханов халхаских, прозванных за свое богатство алтын-ханами (т.е. золотыми ханами).
К юго-западу от них, по северным склонам Тян-Шаня и Нань Шаня в это время кочевали западно-монгольские орды ойратов (или калмыков), делившиеся на четыре племени
Стр. 244
— тургут, хошот, дурбот (или хойт) и джунгар (или джорос); последнее обитало в нынешней Джунгарии и было самым многочисленным и сильным из ойратских племен, отчего нередко и все западно-монгольские орды назывались джунгарскими.
Джунгары, по сообщению китайских историков, в XVI в. еще не знали земледелия и занимались скотоводством; пищею их было мясо, а напитком служило коровье и кобылье молоко. Общественный строй джунгаров определялся родовыми отношениями, причем каждый род носил особое название и родовичи не могли вступать в брак между собою. Главный правитель их носил китайское имя— хун тайджи (контайша) и опирался на знать (тайджи, тайши) и дворянство (зайсаны).
Ойраты особенно стали известны в Азии с того времени, как джунгарские хун-тайджи Талай-Батур (Багатир) и Сенга покорили все ойратские племена и образовав в Зап. Монголии сильное Джунгарское государство, начали упорную борьбу с монгольскими алтын-ханами за преобладание в Халхе. Особенно грозным для халхасцев был знаменитый хун-тайджи Галдан (1671 — 1698), который захотел распространить над ними свое владычество, но эти планы вовлекли его в опасную войну с Китаем, во время которой он бесславно погиб. Таковы были политические обстоятельства к югу от Саян. Взаимная борьба джунгарских
Стр. 245
хун-тайджи с монгольскими алтын-ханами в общем была бы вполне благоприятна для кыргызов, если бы с севера на них не надвигались русские. Завладев к этому времени (1630— 1670 г. г.) уже значительной частью Сибири, они обратили свои взоры на богатый естественными произведениями кыргызский край и вызвали кыргызов на продолжительную борьбу. Не имея возможности выставить на своей южно-сибирской окраине достаточные силы, Московское государство стало искать себе союзников и вскоре же нашло их в лице халхаских алтын-ханов. Последние уже давно вели упорную борьбу с джунгарами и, изнемогая в ней, также желали получить помощь от русских. Таким образом одинаковые интересы Халхи и Московского государства вели их к взаимному соглашению. В начале XVII в. между обоими правительствами завязались сношения, которые, хотя и не привели к формальному соглашению сторон, однако значительно повлияли на политическую обстановку в южной Сибири.
Кыргызские князья вначале искали было у алтын-ханов помощи против русских, но, когда узнали о сношениях их с Москвою, решили обратиться к джунгарам. Во второй половине 1630-х г. г. они признали над собою власть хун-тайджи и с тех пор кыргызский край делается зависимым владением Джунгарского государства вплоть до половины XVIII в. Однако господство джунгаров не сразу уста-
Стр. 246
навливается на Енисее. Хун-тайджи заступаются правда за кыргызов пред московским правительством, но так как войны в средней Азии отвлекали все внимание их от севера, то кыргызские князья были в сущности предоставлены собственным силам. Теснимые с юга халхасцами, они в 1640 х г.г. вынуждены были снова платить дань алтын-хану, а один из князей, Бехтеней, признал над собою власть русских (1648 г.).
Несмотря на изменение обстоятельств, халхасцы по-прежнему продолжают нападать на кыргызов, пока деятельная поддержка знаменитого джунгарского хун-тайджи Галдана не избавила их от вторжений со стороны Монголии. Почти одновременно с этим (1660 — 1680-ые г. г.) среди кыргызских князей выдвигается алтысарский князь Иренак (Ереняк, Ерначко русских источников), человек огромной энергии, большого ума и смелого почина. Он поставил своей задачей объединить вокруг себя других кыргызских князей и заставить их признать его господство над всем краем, ибо только таким путем и можно было создать единство в командовании военными силами, а также в направлении внешней и внутренней политики кыргызской земли. Из трех политических сил своего времени — джунгаров, халхасцев и русских — Иренак выбрал первых, так как правители их, увлеченные широкими политическими планами в средней Азии, могли менее всего угрожать
Стр. 247
самобытности кыргызов и их независимости во внутренних делах. Правда, выбор его впоследствии при изменившихся условиях привел даже к гибели родной земли, но для данного времени предпочтение джунгаров двум другим соседям было вполне целесообразно. Халхасцы, разбитые хун-тайджи Галданом, теперь были уже неопасны кыргызам. Зато против русских, стремившихся к югу, Иренак повел решительное наступление. Он предпринимал частые походы на русские городки и острожки и сжигал их, при этом неоднократно наносил поражения вражеским отрядам. Неукротимая деятельность и воинственность Иренака произвели на московское правительство настолько сильное впечатление, что, не обладая крупными воинскими силами в южной Сибири, оно вынуждено было вступить с ним в мирные переговоры и до поры - до времени прекратить наступательное движение против енисейских кыргызов
Таковы были внешние отношения кыргызской земли при кн. Иренаке. Что касается внутреннего порядка, то владычество алтысарского князя и подчинение кыргызов джунгарам немало способствовали объединению четырех енисейских княжеств. В кыргызской земле появляется посланник или представитель хун-тайджи, который живет обычно в ставке алтырского князя, совместно с кыргызскими князьями ведет переговоры с рус-
Стр. 248
скими и участвует в устройстве военных сил. Новые условия вызывают к жизни и новое учреждение — собрание или съезд кыргызских князей и представителей знати под председательством джунгарского посланника, Этот съезд решал провидимому все важнейшие дела: на нем иногда выслушивались русские послы, причем переговоры с ними велись от лица собрания одним из кыргызских князей. Вообще владычество джунгаров на Енисее принесло с собою кыргызам порядок и тишину. Хун-тайджи пытались также поднять хозяйственную деятельность кыргызского населения: они всячески способствовали развитию торговли, пробовали строить каменные города и выписывать от соседей земледельцев и ремесленников.
Однако, джунгары, так много сделавшие для ограждения самостоятельности кыргызов во внутренних делах и упрочения у них внешнего порядка, сами же и погубили кыргызское государство. Кыргызская земля была, как мы видели, источником постоянных столкновений между крупнейшими политическими силами Сибири и средней Азии. А между тем джунгарские правители, увлеченные широкими политическими планами в Монголии и Туркестане, более всего нуждались в мире с русскими, так как не желали быть связанными в своей борьбе с Китаем. Такова была основа события 1703 г.* В этом году хунтайджи Цаган-Араптан явился с войсками на
Стр. 249
Енисей и увел к себе в Джунгарию до 2 1/2 тысяч семейств кыргызской знати и князей. Появление джунгаров было столь неожиданно, что рядовые кыргызы и кыштымы не могли оказать им сопротивления и разбежались с семьями по горным местностям.
Увод кыргызской знати и князей в Джунгарию произвел на местное население сильнейшее впечатление. Исчезли представители власти и охранители личности, труда и имущества; вместе с ними исчезла и кыргызская государственность. Лишившись безопасности, население кыргызского края вынуждено было обратиться к русским и просить их „построить острогъ для обережи отъ иныхъ землицъ“. Таким образом, кыргызскую государственность сменила русская; она должна была принести с собою прочный порядок и восстановить в области нормальные условия жизни.
[1] «Черные и белые колмаки (калмыки), и киргизские люди, и маты, и браты (буряты), и саянцы, и тубинцы, и кучегуты, и бясагары, и кызылы, и кузнецкие люди». В других документах упоминаются маторы, алтырцы, бжесары, алтысары, езерцы, байкотовцы, точи, мунгаты, сагаи, бахтинцы, иргиты. желтые саяне.
[2] Для более раннего времени сведений не имеется.
[3] От нижнего течения р. Абакана приблизительно до широты нынешнего села Батеней или Батеневского хребта.
[4] Н. Н. Козьмин предполагает, что власть ажо или ожо у древних хакасов развилась из его судебных функций и его значения, как представителя правосудия. Когда же государственное единство пало и его устои расшатались, то центральная власть в лице ажо постепенно исчезла и сам ажо остался лишь при своих судебных функциях. А затем и в каждом отдельном княжестве появился свой ожо-судья (Туба, Сиб. Заб. 1918 г.. N; 4, стр. 39—40).