Трансформационные процессы в традиционной религиозной культуре хакасов в XX и XXI вв. в основном зависели от трех основных факторов — влияние православия, торжество идеологии атеизма, сопровождавшееся репрессиями, демократизация российского общества в конце XX в.
Шаманизм среди хакасов имеет глубокие исторические корни, связанные, как и у других народов Сибири, с анимистическими представлениями. Хакасы верили, что все существующее в мире имеет душу, жизнеспособность — хут. Все, что происходит в окружающем мире, в природе, в отношениях людей, их здоровье и благосостояние, зависит исключительно от благоволения к ним сверхъестественных существ, как Верхнего, так и Нижнего мира и от благосклонности духов Срединного мира.
Настоящая статья в основном касается тех изменений, которые произошли в атрибутике и функциях шаманства, и не затрагивает сферу мировоззренческих основ этого явления, что является темой для отдельного исследования.
Шаман (Хам) являлся своеобразным проводником воли богов и духов, посредником в общении человека и Природы, и гармонизация взаимоотношений между этими субъектами являлась главной функцией хакасских шаманов. Кроме того, они могли лечить людей, в том случае, когда другие методы лечения (и рациональные, и иррациональные) не могли помочь, и целью и в этом случае являлось восстановление баланса между человеком и другими людьми, другими шаманами, окружающим миром.
Шаманы, как правило, были в каждом роду, несли ответственность за состояние, благополучие и здоровье рода, благополучие скота и т. д. Шаман старался не покидать своего аал’а, в случае необходимости он уезжал к своим родственникам в соседние аал’ы, но не покидал пределов проживания рода. Кроме помощников шамана (духов), ему помогала сама родовая земля и родовые горы.
Главными атрибутами шамана являлись бубен тÿÿр, колотушка орба и шаманский костюм.
Сразу следует оговориться, что у хакасов было несколько категорий шаманов. Самыми сильными являлись шаманы с бубном, у некоторых из них число бубнов доходило до девяти. Были и те, которые камлали без бубна, с использованием других предметов — березовой ветки, гребня для волос, платка, штанов и т. д. Сильные шаманы в некоторых ситуациях должны были камлать без бубна, хотя и с его присутствием. Например, при горном жертвоприношении один из участвующих мужчин доставлял к вершине горы бубен и колотушку шамана, а другой нес специально срубленную березовую ветку, которой и камлал шаман, в своем полном шаманском костюме1 .
Кроме того, были ясновидящие кöрiгчi.
Получение шаманского дара. Согласно обычаю, шаманство передается от предков-шаманов. Почти в каждом роду раньше был свой шаман, его задачей было обеспечивать равновесие между кланом родственников и окружающим миром, миром духов. Кроме того, он выполнял и другие функции, такие, например, как лечение, поиски пропавшей души, проводы души умершего в потусторонний мир и т. д. При этом хакасы отличали лекаря (iмчи), человека, видящего болезни (кöрiгчi), хайджи (исполнявшего эпос), и т. д. от шамана. Нужно сказать, что рациональными и иррациональными навыками лечения многих заболеваний обладал почти каждый взрослый человек, к шаману обращались лишь в самых тяжелых случаях.
Настоящим камом, согласно верованиям хакасов, мог стать тот, кто имел предка-шамана, переболел «шаманской болезнью», имел лишнюю кость в организме. Эта лишняя кость должна быть заметна, так чтобы хотя бы сам будущий шаман мог ее обнаружить.
Современные хакасские шаманы также подчеркивают наличие предков со сверхъестественным даром среди своих родственников, описывают «шаманскую болезнь», которую испытали сами, а также часто демонстрируют наличие лишней кости — например, один из шаманов показывал лишнюю косточку, выросшую на ухе, другой даже показывал рентгеновские снимки с доказательством наличия лишней кости. Часто о своем особом даре они узнают от родственников или даже от посторонних людей. Интересно, что только предков-шаманов для подтверждения дара уже бывает недостаточно. Некоторые шаманы рассказывали, что дар им передали умершие недавно «настоящие» камы, слава о которых распространилась среди хакасов и не только — это бабушка Сарго, Михаил Балахчин и Тади Бурнакова, они умерли в один год (2006) с разницей в несколько месяцев. Двое из опрошенных нами шаманов, независимо друг от друга, утверждали, что бабушка Сарго передала им свой дар. Одна из шаманок нам рассказывала, что, хотя у нее бабушка имела шаманский дар (была знахаркой, умела лечить людей, правила живот, камлала ножом, платком, но без бубна), она свой получила от духов, а не от предка. Другой утверждает, что многие люди в Хакасии сейчас могут камлать, лечить людей, т. к. свой дар они получают непосредственно от горных духов. Соответственно, для современного хакасского шамана наличие предка-шамана необязательно, хотя очень желательно.
Атрибуты шамана. В целом обычай изготовления атрибутов родственниками шамана не поддерживается. Один из шаманов рассказывал, что он точно знал, когда и к какому мастеру нужно прийти и какой бубен купить. Другому шаману, очень яркие, красочные бубен и колотушку изготовил профессиональный художник из Тувы Валерий Елизаров (использовал шаманскую атрибутику и мифологию в своем творчестве)2 . Еще один хакасский шаман, сам художник, изготовил себе бубен и колотушку, а также костюм (плащ шамана). Хакасам «повезло», что очень подробные описания шаманских бубнов с рисунками сделаны Н. Ф. Катановым3 , П. Е. Островских4 и другими исследователями традиционной культуры хакасов XIX–XX веков, а в экспозиции местных музеев — Хакасского национального краеведческого музея им. Л. Р. Кызласова и Минусинского регионального краеведческого музея им. Н. М. Мартьянова, шаманская атрибутика представлена очень широко. Эти источники активно используются для изготовления бубнов, колотушек и шаманского облачения. При этом в качестве образцов выбираются самые красочные экспонаты, зачастую изготовители бубнов не вникают в особенности мировоззренческой символики.
Традиция камлать не с бубном, а с другими предметами у хакасских шаманов также сохраняется. Бубны были под запретом во времена советской власти, особенно во времена сталинских репрессий5 , так что шаманы либо уходили камлать туда, где их не могли услышать, либо заменяли бубен другими предметами — сковородой, кастрюлей, бронзовым или латунным зеркалом-отражателем. Камлали с помощью платка, штанов, ножа, костяного гребня для волос. Начиная с девяностых годов, шаманы все же предпочитают иметь бубен, хотя они могут проводить обряд и без него.
Предметами, заменяющими бубен стали: платок (чаще черного цвета), кусок ткани, полотенце, бронзовое или латунное зеркало кÿзÿнге (как и у тувинских шаманов), нож и т. д. Одна из самых могущественных шаманок Сарго (умерла в 2006 г.) камлала с платком, без бубна. По рассказам современного шамана Леонида Васильевича Горбатого, он был знаком с шаманкой, которая лечила людей, имитируя операции: у нее был свой нож, которым она проводила по телу человека, возле больного органа, таким образом излечивала почки, печень и другие внутренние органы. По признанию самого Л. В. Горбатого, он мечтает «получить» свой нож, чтобы таким же способом «лечить» людей. Шаман Валерий Николаевич Чебочаков сообщил, что можно лечить даже звуком ножа. Другая шаманка считала важным для себя сохранять, прежде всего, свои зубы. Она лечила людей заговорами и считала, если у нее не будет своих зубов, она потеряет эту возможность. Когда же от старости она все-таки потеряла зубы, то приобрела себе гребень, выполненный из кости определенного животного, она носила его в волосах, а когда нужно было лечить человека, она брала его в руки и прикладывала ко рту. Другой известный шаман в советское время Остапий Саражаков камлал при помощи своих штанов или черного платка, а до того как его репрессировали, камлал с бубном.
Широко распространенным стало камлание вообще без использования каких-либо предметов. Например, шаманка Тади Бурнакова (в с. Оты, умерла в 2006 г.) лечила людей, по пульсу вычисляя все проблемы человека. Л. В. Горбатов в настоящее время тоже лечит людей, по пульсу определяя заболевания и проблемы. В своей практике он также использует окуривание дымом от тлеющего чабреца (другие названия — богородская трава, тимьян, по-хакасски iрбен оды), очищение огнем, массаж и другие методы.
Раньше у хакасов отдельно выделяли собственно шаманов и лекарей (iмчи), гадателей (на черешках, бараньей лопатке), ясновидящих, предсказателей, и т. д. Сейчас всех их чаще всего называют шаманами. Например, один из известных шаманов — Михаил Балахчин, был ясновидящим. Он лечил людей, предсказывал будущее, предостерегал от каких-либо поступков и т. д. Все это Михаил Балахчин видел в отражении в чашке с водой. Пациент вставал у белой стены в комнате, так чтобы на него падал свет из окна. Михаил объяснял, что он видит и отделяет от пациента его двойника, а уже на этой «тени» видит и лечит болезни. Предсказания же отражаются в чашке с водой. Лекарь впадал в состояние транса во время обряда. Кроме того, он лечил людей и прогнозировал будущее (и корректировал его), прощупывая позвоночник и вправляя его. Таким образом, строго говоря, Михаил Балахчин не был шаманом, не использовал бубен, шаманское облачение и т. д., но все окружающие и его родственники называли его именно так.
Шаманский костюм. Изменения коснулись и шаманского облачения, в советское время шаманы тщательно скрывали наличие у них специального костюма. Современные шаманы в некоторых случаях обходятся без него (во время сеанса лечения, например). Но чаще всего шаманский костюм считается обязательным атрибутом. Шаманы изготавливают его сами или при помощи близких родственников. Изменилась длина шаманского платья и его покрой. Если в традиционной культуре чаще халат шамана был длиной до пят, то сейчас он может быть значительно короче. Иногда используется мужская рубаха, сшитая в традиционном покрое, а сверху надевается накидка с изображением всех помощников шамана. Изображения духов-помощников в костюме шамана остались почти в неизменном виде: это многочисленные ленты и веревочки («змеи»), металлические колокольцы, раковины каури (заменяющие деньги для шамана), перья и т. д. Шаман Леонид Горбатов считает, что настоящее камлание (не просто лечение людей) возможно только в шаманском костюме, а иначе он не сможет призвать всех своих духов. Во время обряда духи воплощаются в костюме, позволяют шаману «летать», делают его тело легче. Шаман Валерий Чебочаков считает, что можно подарить другому шаману костюм для камлания, в частности, он изготовил для себя плащ-накидку, на спине «были звонцы металлические, чтобы передавалась энергетика, чтобы сзади не могли прицепиться зловредные, темные духи. Длинные веревки, как метла, следы заметают». Накидка была подарена им другу — тувинскому шаману Кöголу, которому обновка очень понравилась.
Вместо специального головного убора современные шаманы используют надетую задом наперед, или вывернутую, или просто надвинутую на глаза,любую обычную шапку. Один из опрошенных шаманов использует традиционную женскую шапку свахи.
Время камлания. Из письменных источников и опросов информантов известно, что шаманы могли совершать камлания как днем, так и ночью. Днем, как правило, совершались обряды, связанные с гармонизацией отношений между человеком и природой — горное, родовое моление, испрашивание дождя в засуху, установление оваа и т. д. Эти обряды проводили в течение весенне-летнего сезона, с началом традиционного нового года (Чiл Пазы — 21 марта). Зимой, считалось, горы закрываются, Природа спит, ее нельзя тревожить. Лечением же шаманы занимались круглогодично, но только в ночное время суток. Эта деятельность тщательно скрывалась от посторонних, так как часто была сопряжена с опасными действиями и последствиями, как для шамана, так и для окружающих, например, похищением души.
Сейчас камлание проводят в любое время, если это связано с лечением. Даже возможно прийти к шаману «на прием» в рабочее время. Так, в одном из официальных бюджетных учреждений есть кабинет шамана, который ведет прием в рабочие дни и часы, с 9.00 до 17.00, с понедельника по пятницу. Только один шаман сказал, что он камлает либо ночью, чаще всего его духи зовут его именно ночью для камлания, либо (в случае лечения больного) рано утром, поздно вечером, на закате солнца или в полдень (последнее нежелательно). Остальные шаманы камлают днем, время камлания чаще зависит от желания клиентов шамана.
Место камлания. Современные шаманы приезжают к больному в исключительных случаях, когда больной лежит в больнице или его невозможно транспортировать из дома к шаману. Как правило, шаманы обустраивают специальное помещение у себя дома или в дворовой постройке. Один из шаманов арендует помещение (комнату) у предприятия бытового обслуживания, другая, как уже сказано, имеет кабинет в бюджетном учреждении в г. Абакане. Известен случай, когда шаман приехал к умирающему в другой город, в крупную онкологическую клинику (г. Новосибирск), и врачи его допустили к больному в палату. Шаман не проводил камлание в больнице, просто сидел рядом с больным несколько дней и смотрел на него. Кстати, больной исцелился и сейчас жив и здоров6 .
На территории Республики Хакасия шаманы обустраивают специальные площадки, куда приезжают для камлания (со своими клиентами) и для восстановления своей шаманской силы.
Функции современных хакасских шаманов:
1. Лечение (самая распространенная функция). В том числе к шаману обращаются для излечения от алкоголизма, наркомании и игровой зависимости (азартные игры);
2. Получение благословения от духов (проводится перед праздником Тун Пайрам, перед дальней дорогой, началом какого-либо дела, принятия важных решений и т.д.);
3. Обеспечение благополучия для скота. Например, по сообщению информанта, в ее хозяйстве скот (крупный рогатый скот, лошади, овцы) часто пропадал, умирал, вел себя беспокойно. Фермер пригласила шаманку. Та «выяснила», что домик чабанов установлен на тропе горных людей. Сруб перенесли на несколько десятков метров в сторону, и проблемы со скотом прекратились;
4. Шаманы стали регуляторами обрядов жизненного цикла. Раньше шамана приглашали в исключительном случае на похороны, например, если человек умер неестественной смертью (суицид, убийство). В этом случае душу умершего требовалось «принудительно», с помощью специальных обрядов шамана, отправить в загробный мир. Также шамана приглашали, когда уже после похорон душа умершего тревожила живых родственников, те слышали непривычные звуки дома или около него (стук в окна, завывания, свист), а также видели мелькающие огоньки недалеко от дома умершего. В этом случае считалось, что душа умершего не находит покоя, родственники выполнили ритуалы похоронно-погребального цикла неправильно или не вовремя. Душу умершего следовало отправить в загробный мир, что в этом случае мог сделать только шаман. Что касается рождения человека, то шаман также приглашался в исключительном случае, когда дети в семье не держались, шаман должен был обеспечить плод жизненной силой (хут), которую чаще всего он крал у другого ребенка. Разумеется, такой обряд проводился тайно. В настоящее время известны случаи, когда шаман участвует в похоронах, и даже его приглашают на свадьбу. Фактически шаман исполняет на свадьбе роль свахи. Многие считают, что шаманы являются хранителями традиционных знаний и приглашают их для обеспечения правильного проведения свадебных ритуалов;
5. Предсказание будущего и его корректировка в случае неблагоприятного прогноза;
6. Помощь в судебных делах. Известны случаи обращения ответчика к шаману в деле об авторском праве, а также обращение группы ответчиков и их адвоката в деле об уголовной ответственности за непредумышленное убийство двух и более лиц7 .
Одним из важных средств поддержания авторитета шамана в обществе были различные легенды и сказки о чудесах, творимых шаманами. Особенно ярким периодом в складывании фольклора о шаманах, с самыми необычными в плане чудес сюжетами, было время борьбы с шаманизмом в 30-е гг. ХХ в. (политические и экономические репрессии сталинского времени). Тогда сложились легенды о Хыйлыге Кидиекове8 , Остапии Саражакове9 , каме Хайлоге10 и т. д. В настоящее время рассказы о шаманских чудесах очень распространены среди населения Хакасии, чему немало способствуют и сами шаманы, они рассказывают о своих наиболее удачных (с их точки зрения) случаях исцеления или помощи страждущим, о шаманском призвании духами, о своем перерождении как шамана и т.д.
Таким образом, изменения в шаманской практике в Хакасии являются весьма существенными, изменилась атрибутика, функции шамана в обществе, даже время и место камлания. К тому же, появились представители других этносов, которые считают себя шаманами и осуществляют практику на территории Хакасии, на священных местах хакасов. Некоторые шаманы совмещают шаманство с бизнесом: так, одна из современных шаманок открыла базу отдыха, куда приезжают участники мастер-классов по шаманскому камланию, о ней же среди хакасов ходят устойчивые слухи, что она открыла ночной клуб на территории курорта на озере Шира. Один из шаманов имеет обширную практику в Москве и Германии (проводит мастер-классы по шаманскому камланию).
Большинство современных шаманов внимательно следят за научной и популярной литературой по шаманизму11 , изучают ее и даже что-то применяют на практике. Большинство опрошенных нами хакасов утверждают, что сейчас настоящих шаманов в Хакасии нет, и они за помощью к шаманам не обращаются.
Список опрошенных шаманов:
Леонид Васильевич Горбатов
Анга Андреевна Золотухина
Михаил Балахчин (ум. в 2006 г.)
Валерий Николаевич Чебочаков
Татьяна Никитична Капичникова
Валерий Степанович Топоев
Список информантов:
Ирина Кононовна Кидиекова, 1943 г.р., г. Абакан
Татьяна Юрьевна Нагрузова, 1955 г.р., г. Абакан
Примечания
1 Катанов Н. Ф. Шаманское нагорноежертвоприношение // Источник:ПравославныйБлаговестник. 1897. Годпятый.Том3.№24,декабрь, книжкавторая.М., 1897. С. 369–372.
2 Примеры подобных бубнов есть на сайте художника: http://www.yelizarov.ru/drums. asp?lng_ID=90
3 Катанов Н. Ф. Бубен и колотушка шамана по описанию Минусинских татар (Письмо Н. Ф. Катанова из г. Минусинска от 17 апреля 1890 г.) // Томские университетские известия. Отдел І. Сведения о состоянии Императорского Томского Университета СОВРЕМЕННОЕ ШАМАНСТВО ХАКАСИИ за первое полугодие его существования. Томск, 1890. С. 237–239.
4 Островских П. Е. Этнографические заметки о тюрках Минусинского края // Живая старина. Периодическое издание Отделения Этнографии Императорского Русского Географического Общества. Вып. 3,4. СПб., 1895. С. 297–348.
5 Подробнее о трансформационных процессах в хакасской традиционной культуре во временасталинскихрепрессийсм.:КустоваЮ.Г. Трансформациятрадиционнойкультуры хакасов в 20–30-е годы XX века // Universum: Вестник Герценовского университета. 2013.№3.С. 82–90. http://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-traditsionnoy-kulturyhakasov-v-20–30-e-gody-hh-veka
6 ПМА, сообщение И.К.Кидиековой.
7 ПМА, сообщение И.Ю.Нагрузовой.
8 Личное дело Кидиекова Егора Ивановича Хыйлыха. ГАРХ. Р. 39. Оп. 2. Д. 940. Улус Кызласов.
9 ПМА, сообщение Л. В. Горбатого: «Был в Казановке шаман Остапий Саражаков. Его за шаманство даже увозили в Новосибирск. Но расстрелять его там не смогли. Один из военных, который его сопровождал, он взял его одежду и одел на себя, шаман его предупредил, что не надо этого делать, “ты закружишься и умрешь, ты не знаешь, как управлять духами”. Это же не просто одежда, это своего рода духи. Но военный надел одежду и закружился, так закружился, что у него остановилось сердце. С него сдернулиэтушаманскуюодежду.АкогдаОстапавтемницупосадили, емубыловсегда светло, он никогда не просит есть там, потому что родственники отсюда, они “хуюх хуртенер”,“жглипищу”,чтобыпутникнепроголодался.Аонпиталсявотэтимдымом. Иникогдане есть, непитьне просил.Когдаегохотелирасстрелять, вместопульпошла вода.Апотомсамыйглавныйизних,изНКВД,наверное, сказал, еслитымнедокажешь, что можешь без топора расколоть вот эту чурку, то я поверю и отпущу. И Остап расколол.Его отпустили с тем, что он не был на родине очень долго, поэтому его все забыли и своижеи убьют.Онвернулся вКазановку,устроилсяна работув колхоз,итайкомстал шаманить по вечерам, по ночам.Бубен он уже не брал, чтобыне было грохота, он брал платокчерныйилисвоиштаны».
10 ПМА, сообщение Л. В. Горбатого: «Ко мне приехал человек из Картоева улуса и рассказал,чтосрубилдерево,привездомойисталрубитьдрова.Икогдараскололколуноводну из чурок, увидел внутри какие-то знаки. Он понял, что срубил какое-то особое дерево, которое нельзя было трогать. Он привез эту чурку ко мне и попросил предотвратить кару за такойстрашныйгрех.Япоехалс нимна этоместои выяснилуместныхжителей историю одного шамана. У них там жил шаман Хайлог, которого предали, выдали его красным, и шамана посадили. Он очень обиделся и пообещал, что больше шаманить никому не будет, но явится в доказательство своей шаманской силы людям уже после своейсмертив дереве.Ито,чтонашел этотмужчина,было ликомэтогошамана».
11 Чаще всего называют следующие произведения: Харитонова В. И. Феникс из пепла? Сибирский шаманизм на рубеже тысячелетий. Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-МаклаяРАН.М.,2006;ХарнерМ.Дж. Путьшамана,илишаманскаяпрактика:руководствопообретениюсилыицелительству.М.,1994.Такжебылиупомянуты книгиКрайона(КэроллЛи)«Последниевремена»,«Притчи»,одетяхиндигоит.д.