Четверг, 31 октября 2013 19:22

Далее о знаках и символах В ШАМАНСКОЙ МАНТИКЕ

Автор
Оцените материал
(0 голосов)
На Востоке честь открытия аналогичной взаимосвязи между Небом и Землей приписывается легендарному родоначальнику китайской цивилизации Фу Си, жившему примерно в одно время с греческим Гермесом, около 5000 лет назад (рис. 143). Фу Си, «созерцая вверху образы в небесах, а внизу — наблюдая узоры зверей и птиц», создал мантико-магическую схему, состоящую из восьми фигур, которая показывала состояние мира до появления в нем форм. Потом правитель Чжоу Вэнь-ван развил эту схему до иллюстрации состояния «мира форм». В Древнем Китае и на Востоке вообще она стала основой для научного описания физических процессов и происходящих в них переменах.
Из-за умения открывать будущее, обозначить день и час, когда произойдет то или иное событие, предсказателей очень
ценили при дворах царей и каганов. Об одном из них, сунском ученом Шао Юне, последователе философии Фу Си и Вэн-вана, жившем в XII веке, сохранилась следующая легенда.
Как-то раз, в то время когда Шао Юн предавался дневному отдыху, по его комнате туда-сюда бегала назойливая мышь, мешая ученому спать. Чтобы прогнать ее, Шао Юн бросил в мышь фарфоровое изголовье. Мышь убежала, а изголовье разбилось, обнажив иероглифы на своей внутренней стороне. Шао Юн разобрал текст, в котором сообщалось, что это изголовье будет продано мудрецу Кан-цзе (другое имя Шао Юна) в определенный год, месяц и день, а тот бросит им в мышь. Чтобы разобраться в этом деле Шао Юн отправился к продавцу фарфора, у которого купил изголовье. Тот сказал, что раньше к нему часто захаживал один старец, который, вероятно, и написал это послание. Через какое-то время, Шао Юн разыскал дом старца, но он уже скончался, однако оставил письмо, где говорилось, что в такой-то день придет один ученый, которому нужно передать книгу, чтобы он закончил начатое им дело. Семья старика отдала Шао Юну книгу старца, оказавшуюся методикой гадательной практики. Шао Юн применил знания на деле и обратился к родственникам умершего старика с неожиданной речью: «Когда ваш отец был жив, он спрятал серебро, положив его в углубление, вырытое в северо-западном углу под его ложем». Удивленные домочадцы последовали его словам и действительно нашли клад, который использовали для совершения траурного обряда.
В Сибири и на Крайнем Севере шаман считался «сильным» только тогда, когда в совершенстве владел и предсказательными техниками и экстатическими (рис. 144). Гадатель мог и не быть шаманом, а шаман не мог не уметь диагностировать болезнь или пропажу души по знакам. С этого начинался прием, и этим он и заканчивался, когда шаман после камлания подкидывал колотушку бубна и смотрел: благоприятно она упала или что-то было пропущено. Шаманы умели толковать любые знаки и устранять негативные последствия от неправильно выбранного пути, ведь человеку свойственно ошибаться.
Вот что пишет по поводу гадания и шаманства этнограф Т.М. Михайлов в книге «Бурятский шаманизм: история, структура и социальные функции»:
«У бурят мантика — это составная часть традиционного религиозного комплекса, его особый раздел, так как все его представления и действия, связанные с ней, проникнуты шаманистским духом и зиждутся на нем. Поэтому шаманы и шаманки являлись одновременно гадателями, предсказателями, а отдельные виды гадания были составной частью обряда жертвоприношения. Кроме шаманов, имелись профессионалы по этой части — узэмэршины. Практически, предсказание или угадывание основывалось на uia-манистском мировоззрении, и нацелено было на ишманистское решение вопросов. Гадатели-профессионалы неплохо разбирались в пантеоне и обрядовой системе шаманизма, но не могли заниматься шаманской практикой, т. е. отправлением служб, так как не имели утха (происхождения) и не проходили обряда посвящения. Отдельные гадатели-профессионалы, как знатоки обрядовых служб, все же делали дуНаалга и хаялга — несложные обрядовые действия».
Древние полагали, что устами предсказателя говорят духи. Цицерон, размышляя о греческой предсказательнице Кассандре, считал, что через ее тело вещает сам бог. Вообще, в легендах о великих пророках почти всегда упоминается, что свой дар они получили непосредственно от бога или духов. Ту же Кассандру одарил способностью видеть будущее Аполлон, будучи в нее влюблен. Что же касается шаманов, то в отправной точке их становления всегда лежит инициационная болезнь, которая есть не что иное, как избранничество духами. Нередко, у шаманов с рождения присутствует какая-либо особая отметина или черта, указывающая на дар.
Доверяя своим шаманам, люди говорили: «Живи не смыслом, а предсказанием». В этой связи интересно вспомнить о событиях, происходивших в конце 1920-х - начале 30-х годов на Чукотке. Среди чукчей бытовало сформированное шаманами устойчивое мнение, что скоро придут вооруженные мелъгытаннит - белые люди, убьют жителей, а оленей угонят на Большую Землю (рис. 145). Потом прилетят железные птицы и станут поливать всех огнем. Действительно, вскоре на Чукотку прибыли представители советской власти и начали насильственно внедрять «светлый» образ жизни. Вместе с ними появились и «железные птицы» - самолеты. Зная предсказание, чукчи не хотели вступать в какие-либо отношения с прибывшими. Они верили, что если не слушать мельгытаннит, то можно избежать надвигающейся беды. Были случаи, когда оленеводы кончали жизнь самоубийством, чтобы не дать словам белых проникнуть внутрь себя. Подобное, например, произошло в 1932 году на I съезде Советов в Анадыре. Тогда один из пастухов зарезал себя ножом. Осенью 1940 года шаманом Кирьяновым
 было предсказано начало Второй мировой войны. Во время камлания он остановился и, показывая рукой на запад, сказал: «Война, оттуда - война! Года не пройдет, — будет война».
Примеров сбывшихся предсказаний можно привести очень много. В их числе и гадание на 41 камне, и на 4 костях шагай, и на 8 фигурах, и на панцире черепахи, и на бараньей лопатке (чарын), способе, которым с успехом пользовались и шаманы Южной Сибири, и ламы Центральной Азии - Монголии, Тувы (рис. 146). Особенно интересны примеры с точным указанием даты будущего события.
В 1921 году к известному своими предсказаниями на обугленной лопатке черной овцы монгольскому ламе Джелубу из монастыря Нарабанчихур обратились барон Унгерн фон Штернберг, будучи главой контрреволюционных сил в Сибири, и литератор Фердинанд Оссендовский. Лама согласился их
принять и в ходе обряда ответил, что барону осталось жить 130 дней, а смерть писателя придет тогда, когда барон ему об этом напомнит. Вскоре барон Унгерн покинул Ургу (Улан-Батор) и отправился с армией к южному берегу озера Байкал. 8 августа его армия была разбита, а 22 числа того же месяца самого барона взяли в плен. Военный трибунал в Новониколаевске (Новосибирск) приговорил его к смерти. Он умер 13 сентября 1921 года, ровно на 130-й день после встречи с ламой Джелубу. Что же касается Оссендовского, то он, услышав о смерти барона, будучи сам в Японии, успокоился и перебрался в Польшу, где в 1925 году издал книгу «Через страну богов, людей и зверей». Прошло 20 лет, и вот, 10 января 1945 года, накануне освобождения Варшавы, к нему на виллу приезжает немецкий лейтенант Доллерт из контрразведки. Они долго беседуют, Оссендовский дарит Доллерту свою книгу, а через день, на 67-м году жизни умирает. Позднее, лейтенанта Доллерта начинают разыскивать, как военного преступника и только тут узнается, что его настоящая фамилия Унгерн, и он приходится племянником и прямым наследником того самого барона, который сражался с Красной Армией.
В деле ведения предсказания важнейшей частью является не сам атрибут - кости или камни, а умение использовать свое внутреннее зрение, открыть «третий глаз». Складываемые фигуры -это лишь объект для созерцания и концентрации, настройка внутреннего видения. Бурятская небесная шаманка и целительница Арсия из рода Тохту (рис. 147) отмечает по этому поводу: «Целителем может стать только тот, у кого на ладони есть линия, идущая от основания мизинца до линии жизни, а у хорошего предсказателя должна быть впадинка в черепе между бровей».
Внутреннее зрение, оно же - ясновидение, в той или иной мере присуще каждому человеку. С древнейших времен люди стремились развить это мистическое чувство, позволяющее вовремя уйти от опасности, остановиться или ускорить шаг, чтобы стрела просвистела мимо. С точки зрения Жоржа Дескорнье Фанега, ясновидение есть восприятие при помощи гиперфизических чувств, то есть такая форма 
которой обычные физические органы чувств остаются не задействованы.
«Все, что вы можете действительно знать об этой физической жизни, это то, что вы обладаете некоторыми определенными Силами, — пишет Офиель. — И ваша задача в этой физической жизни открывать и совершенствовать эти Силы, и применять их, и покорять этот физический мир, и быть счастливыми здесь путем использования этих Священных Сил».
Следуя шаманским представлениям, предсказание будущего - это мистическое путешествие по мирам Среднего мира, где все уже произошло, то есть по альтернативным реальностям. Предсказание отличается от гадания тем, что при предсказании событий у вопрошающего остается свобода выбора. Предсказательный процесс не формирует будущую реальность, а лишь показывает один из возможных вариантов развития событий, от которого можно отказаться, избрав иное направление действий. Это достигается в том случае, когда вопрос формулируется так: «Что будет, если я поступлю ... (следующим образом)?». В отличие от предсказания, для гадающего такой выбор не предусмотрен.
Главным остается внутреннее зрение и рефлексия, то есть умение проецировать на себя психику другого человека, как бы смотреть на мир его глазами. Это является направляющим для интерпретации, ведь для предсказателя и вопрошающего значение одних и тех же слов, явлений и символов могут не совпадать, особенно если они принадлежат к разной социальной и культурной группе. Это недостижимо без умения отключать собственный мыслительный поток, без состояния внутреннего безмолвия, которое подразумевает долгую медитативную практику. Искусство предсказания - это ответственность, ведь неумелый практик может не помочь, а навредить. Поэтому, в традиционной культуре эти знания были недоступны для обычных людей.
Прочитано 3617 раз
Другие материалы в этой категории: Происхождение восьми изначальных фигур »
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии