Вторник, 29 октября 2013 21:52

Небесный Огонь, свет (Ворон, гром, самораскрытие)

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)
Шесть лучиков или лепестков, исходящих из центра — это Небесный Огонь, символ грома и молнии (рис. 125). Часто, этот знак бывает вписан в круг, иногда, в шестиугольник. В литературе по символизму такая фигура носит название «Колесо Юпитера». У древних славян оно было выражением идеи «белого света», «жизни» и передавала характер Солнца, как объекта дающего свет, и всей Вселенной. Как отмечает академик Б.А. Рыбаков, Солнце могло обозначаться разными способами, в том числе кругом с шестью лучиками из центра, но понятие «белого света» и Рода (совокупности всех предков) изображалось только шестилепестковой розеткой или колесом с шестью спицами. У древних славян знак в виде буквы «Ж» (по старославянски - «Живете») имел охранительный характер, оберегал жизнь. Иногда, он стилизовался и имел вид дерева с четырьмя ветвями и макушкой. Это было Древо Жизни, дающее Познание добра и зла, и соотносимое с Мировым Древом, растущим в центре Вселенной (см. Дерево). Такой знак встречается На многих украшениях: подвесках, браслетах и т. д.
Символ света в виде шестилепестковой розетки был оберегом для дома. Он вырезался на кровле или под потолком, часто соседствуя с множеством изображений солнц, но занимал при этом центральную позицию. Таким образом подчеркивалось главенство света.
В бурятской мифологии огненные стрелы выпускает Небесный Лучник, направляя их в злых духов. Согласно шаманским представлениям, небесная стрела (молния) при соприкосновении с земными объектами теряет свои положительные свойства и может нанести вред. Обряды, связанные с поднятием упавших с Неба грозовых стрел, имели место у саамов, бурятов, якутов, алтайцев и даже у осетин. Надо полагать, что когда древние славяне вырезали на крыше знак Небесного Огня, они хотели не столько показать важность света, сколько защитить свои дома от молнии, по принципу: два раза в одно место не попадает. Знак Небесного Огня и сама молния рассматривались как равнозначные и взаимозаменяемые силы.
В шаманизме считается, что область Небесного Огня находится над головой человека и соприкасается с макушкой, имея фиолетовую светимость (индийское соответствие — чакра са-хасрара). В палеоазиатской традиции эта мистическая сфера соотносится с создателем мира и первым шаманом — Вороном. Центр Ворона побуждает человека стремиться к просветлению, высшему знанию. На древних рисунках, лучики, исходящие из головы человека (позже — нимб), показывали момент прозрения.
Ненцы называют энергию этого центра тюй ныхы — Сила Огня. Как уже отмечалось, позвоночник соотносится с Мировым Древом. Его ветви — это и есть небесная сфера, из которой тюй ныхы опускается вниз, входит в человека и, соединяясь с земными энергиями (таси ныхы — Сила Воды), производит пар, жизненную силу, символизируемую, в свою очередь, кровью.
Прочитано 3276 раз
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии