Многократно повторенный по вертикали и, чаще всего, перевернутый знак травы — это дерево (рис. 103). Несколько деревьев передают значение растительности Среднего мира, а при одиночном исполнении — это Мировое Древо, одна из констант мировой шаманской философии. Оно растет в Центре Вселенной на Мировой Горе. Его корни находятся в Нижнем мире, ствол проходит через мистическое отверстие в земле в Средний мир, а ветви проникают через еще одну дыру, но находящуюся за Полярной звездой, в Верхний мир (см. Звезда). Поскольку, деление на «верх» и на «низ» есть только в нашем сознании, иногда, Мировое Древо изображается перевернутым.Мировое Древо является осью Вселенной, соединяющей собой все части, и Космическим Мостом, по которому путешествуют шаманы. По Мировому Древу струятся три энергетических потока, которые питают все Творение. Два из них соотносятся с понятием Мировых рек, вытекающих из грудей Матери-Прародительницы (см. Четыре направления). Третий поток, имеет исток во влагалище Матери, и в его функцию входит упорядочивание и смешивание двух предыдущих.Часто, Мировое Древо представляется с девятью ветвями. Число 9 отражает полную достаточность. На ветвях находятся девять гнезд (точек-глаз), в которых лежат души (см. Лицо). У нанайцев оно так и называется Омиа Мони, то есть «Древо душ не рожденных детей». В шаманском понимании, в гнездах, до времени, покоятся души будущих шаманов, которые охраняет птица, часто — орел (у якутов — двуглавый орел — Айы Тойон — «Творец света»).В человеческом организме, Мировому Древу соответствует позвоночный столб, на котором располагаются, подобно гнездам, особые энергетические образования — силовые Центры, больше известные под индийским названием чакр (тюркск. чокыр — «яма», «воронка», «углубление»). В их обязанности входит переработка и сохранение полученной энергии.
Силовые центры настраивают мозг на тот или иной уровень восприятия, или, как говорят психологи, контур сознания.Мировое Древо никогда не рассматривается, как конкретное дерево, хотя последнее его символизирует. С точки зрения земных понятий, его можно отождествить с колом, вокруг которого вращается небесная сфера. На вершине Древа горит Полярная звезда, которую нанайцы называют Хада хосиктп — «Звезда-кол» (см. Звезда).