Понедельник, 28 октября 2013 21:36

Четыре направления (Насыщенность, паук)

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)
Разделение направлений на четыре стороны света — восток, юг, запад, север — очень древнее, и связано с идеей видимого кругового движения Солнца вокруг Земли (Средний мир). Начало движения соответствует востоку (левая сторона), движение вперед — югу (вверх), продолжение движения — западу (правая сторона), окончание — северу (низ).
Символ четырех направлений — мужской, но подразумевает наличие женского начала (см. Мужское начало). Он может быть записан как прямым крестом, так и четырьмя полуокружностями, имеющими вид двух пар женских грудей (рис. 100). С неолитических времен известны фигурки Великой Матери-Прародительницы, которая представлялась в виде двух сестер (еще ранее — олених), объединенных общим тазом, но имеющих два сросшихся боками туловища и две головы. В эвенкийском фольклоре — это единая мать Бугады Энинтын. Одна часть богини отвечает за созидание, развитие и жизнь, а вторая — за разрушение, увядание и смерть. Великая Мать-Прародительница Вселенной имела две ноги, две руки, но четыре груди, которыми она вскармливала все творение, давала ему мощь, силу и процветание.
Точно такой же знак в виде четырех грудей имеется в символах адинкра, народа ашанти. В Африке, Азии и Америке символ четырех направлений пишется одинаково — крест (чаще прямой, реже косой). Западноафриканская же трактовка четырех грудей совершенно неожиданная — «ограда», «надежность» и «любовь».
С утратой традиции символ креста приобрел вид «цветочного» орнамента, характерного для народов Южной Сибири, например — хакасов. В северной вышивке бисером он также часто рассматривается, как растительность (см. Трава). В эвенском языке, символ четырех направлений частично сохранил первоначальный смысл — атакикагча (от атаки — «паук»), что приближает его к значению косого креста (см. Мужское начало). Почти всегда крестики вышиваются белым бисером на черном фоне. Это характерно для передачи мужского начала белым цветом (проявленное), а женского — черным (скрытое).
В фольклоре, паук может представать в разных ипостасях — и как губитель, и как охранитель. Это не противоречит одно другому. Для носителя символа паука — это оберег, а для недруга — погибель. Так же известны мифы, в которых паук является космогоническим существом, сидящим на Мировой Паутине и следящим за Творением. Нити паутины пронизывают все пространство, наполняя его смыслом и разумом.
Четыре направления — это не только стороны света, но и времени года, и суточный ход Солнца (иногда, на концах креста изображаются окружности), и четыре фазы Луны, и четыре ветра, в традиции североамериканского шаманизма, и четыре первоэлемента — земля, огонь, воздух и вода. В последнем случае, четыре элемента объединяет пятый — пространство (эфир), которое может передаваться окружностью или вообще не обозначаться, исходя из того, что в изображении креста уже имеется пятая точка — центр. В буддизме, а так же центральноазиатском шаманизме пять стихий рассматриваются как незримая суть, присутствующая во всех вещах. Эти изначальные силы таковы: дерево, огонь, земля, металл и вода. В системе Карци, показывающей земной порядок, элементы как раз и образуют крест, но вписанный в окружность. В более архаичных представлениях, пять элементов или пять стихий, рассматривались как пять матерей природы. В чукотской мифологии они были женами Великого Ворона — создателя Вселенной и Первого Шамана.
Прочитано 2901 раз
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии