Символом, похожим на перевернутую рогатку, обозначается птица с длинной шеей: цапля, лебедь, гусь, утка, аист и т. д. (рис. 96). Через этот образ передаются идеи сотворения мира, раскрытия чувств, созидания, проникновения, изменения и развития.При написании символа в ряд, выделяется фигура Быка, показывающая, что любое творчество возможно только через действие, то есть, для того, чтобы что-то сделать, необходимо приложить усилия (см. Бык). В сибирских мифах это наглядно представлено в сцене «добывания» Мировой Уткой Земли. Яйцо падает в Первичный Океан (глубины Вселенной) и там разбивается. Чтобы Достать землю, которая заключена в яйце, Утка, а в мансийских мифах — Гагара, трижды ныряет в воду, прежде чем ей удается захватить клювом немного земли. Потом эта земля разрастается, и посреди Океана появляется Твердь — видимый мир.Для отображения символа на жесткой поверхности, например, на камне, использовался рунический знак, собственно, в виде рогатки, направленной вниз (см. Орхоно-енисейские руны). На мягком песке или земле, он мог быть передан через четыре точки: две — внизу, одна — посередине, одна — наверху. Так же, через точечную систему, он мог быть выложен камешками. В ки-
тайской традиции, узлы-точки записывались с помощью черт: одна точка — длинная черта (мужское начало), две точки — две коротких черты (женское начало). Это было просто удобно, поскольку запись велась каллиграфическим способом на бумаге. Такое начертание знаков было введено легендарным философом и богочеловеком Фу Си, властвовавшим с 2852 г. по 2737 гг. до н.э. Считается, что Фу Си открыл восемь изначальных фигур, созерцая небесные образы и наблюдая поведение птиц и зверей. Символ птицы с длинной шеей, считающийся в шаманизме знаком сердца, в Китае получил название Сунь (утончение), со значением ветер, юго-восток, воздух и проникновение.Согласно многим восточным учениям, в том числе шаманским, человек, помимо материально-телесной оболочки, имеет энергетическое строение. В нем выделяются особые узлы, находящиеся на линии позвоночника. Один из таких узлов или центров (тюркск. чокыр) находиться в сердечном сплетении. В измененном состоянии сознания он выглядит как воронка со спиралеобразным течением энергии зеленого цвета (индийское соответствие - чакра анахата). По своему воздействию на организм он отражает характер символа птицы с длинной шеей, или Цапли. Этот центр часто отождествляют с душой, с вместилищем души и сердцем, но не материальным сердцем, качающим кровь, а мистическим источником чувственных переживаний. Центр Цапли дает одному человеку спокойствие и тишину, а другому — тоску и жалость к самому себе, в зависимости от самого человека, от его взглядов на жизнь. В случае неправильного функционирования, как раз у тех, кто склонен жалеть самого себя и считать, что весь мир направлен против него, центр Цапли может стать причиной различных нарушений сердечно-сосудистой системы.