Вто далекое время, когда на земле жили мамонты, пещерные медведи, исполинские олени и саблезубые тигры, человеку Потребовалось множество символов, чтобы с их помощью описывать законы окружающего мира. Это была эпоха мезолита (12 - 10 тыс. лет до н. э.), во время которой ледяной панцирь планеты стал отходить на Север. Вслед за таящим льдом, подальше от болот, устремились и крупные животные - главные объекты охоты. Человек пошел за ними, осваивая новые территории современной Евразии.
Как наследие каменного века (верхнего палеолита) человеку был уже известен символ Солнца - круг. Чтобы нарисовать правильную окружность, применялось простое устройство. В землю втыкался колышек с привязанным ремешком. В результате вращения вокруг колышка, свободный конец ремешка описывал ровный круг. После убирания колышка, в центре оставалась выемка - точка. Так появился второй символ: круг с точкой внутри. Поскольку изначально точку никто не рисовал - она получалась в процессе - ей придавали особое значение. Точка стала олицетворением души, живого начала. Открытие других символов носило такой же непреднамеренный характер.
В основе подавляющего большинства символов, кроме, по-видимому, круга, лежит изначальный знак, называемый ромбо-меандроновым орнаментом. В 1965 году палеонтолог В.И. Бибикова убедительно доказала, что ромбы и зигзагообразные линии, составляющие этот орнамент, происходят из естественного рисунка бивня мамонта - дентина. При различном направлении среза бивня дентин дает многообразие ромбических фигур: кресты, надвигающиеся друг на друга ромбы, ломаные линии, квадраты, спирали.
Сколы от бивня мамонта шли на изготовление орудий труда, украшений и, главное, из них вырезались фигурки женщин, так называемых «палеолитических Венер». Задумывались ли они как богини или это было просто стремление мужской части племени увековечить желанные образы - неизвестно. Но то, что потом они стали восприниматься как матери-прародительницы природы, не подлежит сомнению (рис. 90). Когда древний мастер вырезал из бивня мамонта фигурку, на ней еще не было соответствующего орнамента. Он чудесным образом проявлялся на срезе после окончательной полировки из-
Делия. Рисунок четко читался в виде тонких, более темных, чем фон, линий. Вот что пишет по этому поводу академик Б.А. Рыбаков:
«Костяная фигурка Матери-Прародительницы была для палеолитических женщин образцом для подражания: если голое тело Матери покрыто ромбами и зигзагами, то и обычные женщины, приступая к какому-либо празднеству, священному танцу или Жертвоприношениям, должны были украсить слое тело подобным узором. Ромбический орнамент, как присущий мамонту,
главному источнику благоденствия, сам становился магическим символом удачи и блага, успешной охоты и сытости, обилия и плодовитости».
Для нанесения узора на тело использовались специальные печатки, которые смазывались красной охрой, так же наделяемой магическими свойствами (рис. 91). Охра означала кровь, жизненную силу.
Ромбо-меандровым орнаментом украшались и поверхности культовых принадлежностей (рис. 92), особенно ритуальных чаш, предназначенных для гадания и подношения божеству. На дне чаш дополнительно мог быть нарисован круг
с треугольными лучиками или без них - известный символ Солнца.
Довольно рано из ромбо-меандрового узора были выделены Две фигуры, которые легли в основу формирования философии шаманизма. Этими знаками являются: ромб - символ женского начала и крест - символ мужского начала. Б разработанном виде эти два знака предстают в виде понятий Пустоты (незримое) и Полноты (проявленное). Слияние Пустоты женщины и Полноты мужчины (ромб, перечеркнутый косым крестом) производит новую жизнь. Это вечное соединение, но, в то же время, и противостояние сторон. В упрощенном виде это можно сравнить с детской игрой в «Крестики-нолики», Имеющей, судя по всему, очень почтенный возраст. Крестик -это мужское, нолик - женское, как в ромбо-меандровом орнаменте. В этой игре, при равном умственном развитии, нельзя ни выиграть, ни победить. Так и при написании того или иного символа последовательно в ряд, всегда будут выделяться оба начала: то ли это косые кресты образуют между собой ромбы, то ли ромбы состоят из крестов.
Мужской крест и женский ромб дали основу для выявления начертаний других символов: оленя, птицы, дождя, убежища и т. д. Они стали аспектами Целого (перечеркнутый ромб), а их интерпретация происходит через рассмотрение все тех же Пустоты и Полноты, заключенной в них. Именно поэтому четкая систематизация архаичных символов невозможна. Значения знаков перетекает друг в друга, и один и тот же символ, в зависимости от того, где он нарисован и с какими фигурами соседствует, может толковаться по-разному. Помимо этого, большинство символов имеют прямое и перевернутое значение, могут быть направлены влево или вправо. В каких-то случаях их смысл одинаковый, в других - противоположный. Некоторые фигуры, при написании в ряд или столбик перетекают в другие знаки, как уже отмечалось. Чтобы в них разобраться, нужно мысленно наложить символ на решетку, состоящую из девяти клеточек (та же доска для «Крестиков-ноликов»). Число 9 отражает в шаманизме некую конечную величину, достаточность, полноту вещей. После наложения следует понять, какие из клеточек остались свободными и вписать в них другую фигуру (рис. 93). Получившийся знак будет обратным к изначальному, создавать в паре с ним Целостность. Именно он и образуется при многократном повторении символа.
Самым поздним развитием символизма является создание рунического письма. Каждый знак вначале обозначал конкретный предмет или качество. Позднее, к этому добавился и соответствующий звук. Например, первая буква европейских алфавитов - «А» - символизирует «убежище», и пишется в виде домика. У славян буква «А» называлась «Аз», то есть «я», мое, тут я живу, тут мое место. Буква «Ж» («Живете»), она же символ света и огня, - это жизнь, источник жизни, в ряде случаев -
оберег, выражающий желание «жить на свете». Такую же аналогию можно найти и в иероглифическом письме, например, в китайском, который стал основой и для японского, и для корейского, и для вьетнамского (рис. 94). Китайская письменность является самой древней в мире. Первые знаки были найдены на посуде, относящейся 5000 - 4000 годам до н. э. Через тысячу лет (культура Та-вен-коу), это было уже пиктографическое письмо, так называемые «древние знаки», от которых и произошли современные китайские иероглифы. Например, чтобы передать понятие «ярко» («мин»), использовались два символа - Солнце и Луна. Знаки «поле» и «сила» составляют иероглиф «человек» («мужчина»); «человек» и «дерево» - это «отдых»; три «дерева» имеют значение «лес»; два «огня» - «жар» и т. д.
Знаки - это отображение энергии слова, когда его сила извлекается не с помощью звука, а через создание образа. Это основано на древнейшем взгляде, согласно которому суть (душа, мистическая основа) любой вещи, даже если она разрушена, никогда не исчезает, а переходит в новое состояние бытия. Иногда для лечения больных целительский символ или текст, а это могли быть даже суры Корана, растворяли в воде. Например, такие практики широко применялись в Средней Азии, а в Северной Африке они имеют место и в наше время.
Символы часто выбивали на камнях, а так же рисовали для личных нужд на кусочках кожи или бересты. Последний вид Магических практик до недавнего времени бытовал у коми и носил название кабала. Совершенно очевидно, что слово «кабала» было заимствовано коми у русских, а они, в свою очередь, переняли его от евреев, у которых под «каббалой» по-
нимается наука постижения тайной сути букв и цифр. Тем не менее, сами коми-пермяцкие письмена имеют под собой традиционные корни. Обряд переноса энергии слова выглядел у коми следующим образом.
Когда виновником болезни или какого-либо другого несчастья признавался невидимый дух (ворса), коми писали углем на куске бересты слова обращения к нему. Духа просили отозвать болезнь, а в награду предлагали различные жертвы-Слова писали в зеркальном отражении, так как считалось, что в потустороннем мире все вывернуто наизнанку. Кабала составлялась в двух экземплярах. Первый вопрошающий сжигая
в печи, а другой брал шаман. Он уносил обращение в лес и, сделав прикормку духа табаком и печеным картофелем, вешал послание на ветку или наотмашь бросал в кусты. До распространения славянской письменности в Сибири коренные жители использовали для сообщений духам символические фигуры.