Последнее на AskizON.ru

Древнейщая Хакасия - Введение - Леонид Романович Кызласов

23-01-2022 Просмотрено:17 Археология Хакасии AskizON - avatar AskizON

Древнейщая Хакасия - Введение - Леонид Романович Кызласов

Источник: Кызласов, Л.Р. - Древнейшая Хакасия. М.: Изд-во Московского университета. 1986. 294 с. Наиболее длительная по времени эпоха каменного века в истории...

Подробнее

Хиты просмотра

Учимся знакомиться на хакасском языке.

02-09-2013 Просмотрено:25667 Хакасский язык AskizON - avatar AskizON

Учимся знакомиться на хакасском языке.

Учимся знакомиться на хакасском языке. Изен – здравствуй Изеннер – здравствуйте Чалахай кӱннең – добрый день Чалахай иирнең – добрый вечер Анымчох – до свида...

Читать материал

Список Хакасских Фамилий

20-08-2013 Просмотрено:20377 Тадар аттарын, сеоктар - Хакасские имена, рода AskizON - avatar AskizON

Список Хакасских Фамилий

СПИСОК ХАКАССКИХ ФАМИЛИЙ Фамилия Сеок Администра­тивный род Примечание Абаев кӧл Кольский   Абдин хасха Шалошин   Абд...

Читать материал

Происхождение хакасских родов и фамилий

05-01-2014 Просмотрено:15070 Тадар аттарын, сеоктар - Хакасские имена, рода AskizON - avatar AskizON

Происхождение хакасских родов и фамилий

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ХАКАССКИХ РОДОВ И ФАМИЛИЙ. / ХООРАЙ CӦӦKTEPІ ПАЗА ПІHІKKE KiPЧEҢ ӦБЕКЕЛEPІ  / - материалы профессора В.Я. Бутанаев В течение XVIII—XIX в.в. у хакасов, помимо адм...

Читать материал
Круг или овал с Т-образным знаком внутри — это врожденный образ человека, точнее — лица матери, свойственный всем культурам. На этот счет ученые проводили исследования. Кормящей матери предлагалось попеременно надевать на лицо две маски — плоский белый квадрат и овал с большой черной буквой «Т» в середине. Ребенок всегда предпочитал именно последний образ.
Символов, обозначающих лицо — довольно много, но все они, так или иначе, напоминают приведенные (рис. 109). Несколько символов, нарисованных или вышитых в ряд, трактуются как «лица», «люди» или «духи». В последнем качестве они встречаются на шаманских бубнах алтае-са-янских народов (тувинцев, алтайцев, хакасов, шорцев) и понимаются как горные духи или небожители, обитатели Верхнего мира.
Для обозначения живого существа, духа или человека, всегда используется символ глаз: горизонтальная линия или, гораздо чаще, две точки (одна точка). Этому соответствует мифологический мотив раздачи или открытия глаз высшими существами Для одушевления созданных ими животных и людей. Глаза — это наличие души. Нганасаны обозначают источник жизни, зародыш словом «сейме» — «глаза». Сейме рожает Земля-Мать: «Моу-Нямы — Мать-Земля много глаз в себе носит. Как баба ли, олень ли, собака ли пустая будет — им в брюхо кладет. Песцам кладет, волкам, оленям, бабам всем, рыбам, гусям, имеющим горло дямада, — всем кладет...».
Надо отметить, что изображение человека, лица или просто точки-души применялось чукчами для обозначения поверженного врага. Точка или точки (если врагов было множество) татуировались мужчинами на тыльной стороне правой руки, после проведенных военных операций. То же могло быть применено и во время болезни, для привлечения необходимых для выздоровления сил. В последнем случае татуировку делали на лбу, руке или плече. Обычно, это было упрощенное изображение человечка, символизирующее духа, которого призывали.
Овал или круг без глаз, но с обязательным обозначением шеи («имеющий горло») так же символизирует лицо человека, но, своего рода, не настоящее. Так оно передается на детских игрушках и в бытовых орнаментах. Эвены называют их ити-кагча — «личики». В таком виде лица передаются на полах одежды, торбасах и передниках. Они могут быть как полностью закрашенными, так и контурными, иметь общий цвет с фоном и отличный. Обычно, символ итикагча вышивают белым цветом по черному полю — «лица в ночи» или черным по голубому — «лица днем».