Последнее на AskizON.ru

Алтын Хус, вскормленный орлами. Записано от С.П. Кадышева. Записала Т.Г. Танеева.

27-12-2021 Просмотрено:303 Хакасский фольклор AskizON - avatar AskizON

Алтын Хус, вскормленный орлами. Записано от С.П. Кадышева. Записала Т.Г. Танеева.  Сказания хакасов. / Составитель, переводчик П.А.Трояков. - Абакан : Дом литераторов...

Подробнее

Хиты просмотра

Учимся знакомиться на хакасском языке.

02-09-2013 Просмотрено:28178 Хакасский язык AskizON - avatar AskizON

Учимся знакомиться на хакасском языке.

Учимся знакомиться на хакасском языке. Изен – здравствуй Изеннер – здравствуйте Чалахай кӱннең – добрый день Чалахай иирнең – добрый вечер Анымчох – до свида...

Читать материал

Список Хакасских Фамилий

20-08-2013 Просмотрено:22389 Тадар аттарын, сеоктар - Хакасские имена, рода AskizON - avatar AskizON

Список Хакасских Фамилий

СПИСОК ХАКАССКИХ ФАМИЛИЙ Фамилия Сеок Администра­тивный род Примечание Абаев кӧл Кольский   Абдин хасха Шалошин   Абд...

Читать материал

Происхождение хакасских родов и фамилий

05-01-2014 Просмотрено:16378 Тадар аттарын, сеоктар - Хакасские имена, рода AskizON - avatar AskizON

Происхождение хакасских родов и фамилий

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ХАКАССКИХ РОДОВ И ФАМИЛИЙ. / ХООРАЙ CӦӦKTEPІ ПАЗА ПІHІKKE KiPЧEҢ ӦБЕКЕЛEPІ  / - материалы профессора В.Я. Бутанаев В течение XVIII—XIX в.в. у хакасов, помимо адм...

Читать материал

Источник: Народные праздники Хакасии. Учебное пособие. - Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 1999. - 76 с.

Колыбель (пизік) делали только после рождения ребенка и обязательно на новолуние. ЕС, по обычаю, изготовлял дядя по матери или дедушка по матери. Иногда колыбель заказывали у мастера. Материалом служила береза.

Прежде, чем класть в колыбель малыша, совершали следующий обряд. Если был мальчик, то в пеленки заворачивали нож в ножнах, огниво с опояской и березовое полено для скобления крошек в табак (хырчаннас), а если девочка - ножницы, наперсток с иглой и огниво с опояской. Повитуха или бабушка клала завернутые вещи в колыбель, которую три раза качала и баюкала: "Пууй-баай, не будь плаксой!". На третий раз она раскачивала ей так, что все вываливалось на землю. В этот момент повитуха восклицала: "Оцар ба, тискер бе?" (Удача или неудача?). Все присутствующие кричали: "Оцар, оцар!" (Удача, удача!). Так делали до трех раз. Затем в колыбель клали щенка или кошку и раскачивали так, чтобы на третий наклон они выпали. После этой процедуры колыбель считалась обжитой. После указанного обряда в колыбель торжественно клали ребенка и благословляли: "Пусть будет крепким колыбельный ремень, пусть будет много братьев!". В качестве оберега (арғыс - букв, спутник) на дно люльки клали нож для мальчика и ножницы для девочки.

Колыбель для ребенка служила два-три года. ЕС нельзя было ломать и выбрасывать. Следующие дети также росли в ней. Однако если ребенок умирал в грудном возрасте, то его колыбель считалась нечистой (хара пизік - букв, черная люлька). Ей обычно относили в горы и бросали со всеми принадлежностями.