Последнее на AskizON.ru

Алтын Хус, вскормленный орлами. Записано от С.П. Кадышева. Записала Т.Г. Танеева.

27-12-2021 Просмотрено:434 Хакасский фольклор AskizON - avatar AskizON

Алтын Хус, вскормленный орлами. Записано от С.П. Кадышева. Записала Т.Г. Танеева.  Сказания хакасов. / Составитель, переводчик П.А.Трояков. - Абакан : Дом литераторов...

Подробнее

Хиты просмотра

Учимся знакомиться на хакасском языке.

02-09-2013 Просмотрено:29718 Хакасский язык AskizON - avatar AskizON

Учимся знакомиться на хакасском языке.

Учимся знакомиться на хакасском языке. Изен – здравствуй Изеннер – здравствуйте Чалахай кӱннең – добрый день Чалахай иирнең – добрый вечер Анымчох – до свида...

Читать материал

Список Хакасских Фамилий

20-08-2013 Просмотрено:23686 Тадар аттарын, сеоктар - Хакасские имена, рода AskizON - avatar AskizON

Список Хакасских Фамилий

СПИСОК ХАКАССКИХ ФАМИЛИЙ Фамилия Сеок Администра­тивный род Примечание Абаев кӧл Кольский   Абдин хасха Шалошин   Абд...

Читать материал

Кыргызское великодержавие

13-03-2017 Просмотрено:17343 История Хакасии AskizON - avatar AskizON

Кыргызское великодержавие

  Период ІХ-Х вв. н.э. занимает особое место в истории енисейских кыргызов. Крупный российский востоковед, академик В.В. Бартольд справедливо назвал данную эпоху «к...

Читать материал

Источник: Образ Богини Умай (Ымай) в изобразительном и декоративном искусстве Хакасии / М. П. Чебодаева ; Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории. - Абакан : Хакасское книжное издательство, 2019. - 40 с.

Образы богини Умай

В 1960-1961 гг. археологом Я. А. Шером в долине р. Малого Кемина, ущелье Далпаран (Кыргызстан) (Ил. 17) было обнаружено каменное изваяние богини Умай в трехрогой короне «тиаре», держащей в руках чашу [16]. Эта изваяние считается одним из самых совершенных изображений Умай как богини войны. От фигуры, выбитой в темно-сером граните в технике контурной резьбы (80x35x20), добытом в каменоломнях Тянь-Шаня, исходит не только физическая сила, царское достоинство, но и сверхъестественная мощь. Кажется, что камень сияет божественной силой. Умай изображена в классической позе прямо. На голове трехрогая корона «тиара» - символ божественной власти. Весь ее образ суров, что подчеркивает и выражение ее лица богини-воительницы.

В 1969 г. археологом С. М. Ахинжановым у села Майтобе на берегу озера Бийликуль Джамбульской области (Казахстан) (Ил. 18) [17] был найден фрагмент каменной плиты с изображением лица богини Умай, выполненным в технике гравировки на сланце (70x66x10). Произведение считается непревзойденным образцом изображения тюркской богини Умай, покровительницы плодородия и войны. Лицо богини производит необыкновенное впечатление свой выразительностью, достоинством, воплощением божественной силы и непоколебимого спокойствия. Голову богини обрамляет трехрогая корона «тиара» - признак божественной власти.

В 1989 г. школьниками п. Сузак Чимкентского области (Казахстан (Ил. 19) была обнаружена скульптура богини Умай в трехрогой короне «тиаре» и с кувшином в руках [18]. Богиня Умай представлена в соответствии с древнетюркским каноном, сидящей со ркрещенными ногами и прямой спиной и, конечно, с атрибутами богини - короной на голове и чашей в руках. Этот традиционный подход был использован для подчеркивания функций, которые она выполняла как богиня плодородия и войны. Тем не менее, мы видим красивую женщину с короной на голове и сережками в ушах. Детали, в частности, настроение и эмоции, вписанные, казалось бы, в обыденное изображение, свидетельствуют о мастерстве художника.